В Первую мировую войну принимала участие и Якутия.
В первую империалистическую войну царская власть не разрешала брать якутов из-за их малочисленности. Однако на призыв о мобилизации откликнулись все слои населения. Призывали участников русско-японской войны, казаков, русских, украинцев и белорусов, проживающих на территории республики, в основном из Олекмы, Якутска, Верхоянска, Усть-Маи, Хангаласского улуса и Вилюйска. А сахаязычное население записывалось добровольцами, в частности, ребята из духовной семинарии, учительской семинарии и реального училища. Примерно, в Первой мировой войне приняли участие более 1000 якутян.
Инородцы в действующую армию не призывались, но добровольцы могли служить. Известен случай, когда якут В. Федулов, служивший у Коковина и Басова, на последнем почтовом пароходе уехал добровольцем в действующую армию. В ноябре 1914 года было сообщение в газете «Якутская окраина», что инородца А.Д. Федулова просят зайти в контору Коковина и Басова за получением писем от сына-добровольца В. Федулова.
Эта же газета 9 августа 1916 года известила, что «якут В. Федулов, ушедший на фронт добровольно, награжден георгиевской медалью».
В мае 1915 года из Якутска отправились также четыре якута-добровольца на фронт. Известны фамилии двоих из них: В. Татаринов и А. Гаврилов. В том же году добровольцем ушел на фронт А. Говоров, сын известного якутского интеллигента И.С. Говорова. Служил разведчиком, окончил школу прапорщиков, стал старшим унтер-офицером из юнкеров, удостоился боевых наград – Георгиевского креста 2-й и 3-й степеней.
На начало 1915 года на действительную военную службу из области было призвано 374 низших чина, в том числе 187 крестьян. Только из Иситского сельского управления Западно-Кангаласского улуса – 41 человек.
Добровольцами уходили не только парни, но и девушки. Многие из них стали сестрами милосердия, санитарами.
Мария Бочкарева, русская Жанна д’Арк, в эти годы была в ссылке в Якутии вместе со своим мужем. Она уехала на войну, создала там первый женский «батальон смерти», впоследствии стала известна как защитница Зимнего дворца.
Женские «батальоны смерти» — военные формирования, состоящие исключительно из женщин, созданные Временным правительством главным образом с пропагандистской целью – поднять патриотический настрой в армии и устыдить собственным примером солдат-мужчин, отказывающихся воевать.
Федора Слепцова из Татты в возрасте 19 лет добровольно пошла с мужем на войну. Стала сестрой милосердия, а затем воевала в составе женского «батальона смерти». Награждена Георгиевским крестом.
Студентка медицинского колледжа Андросова из Таттинского улуса тоже вызвалась добровольно и поехала на войну. Была ранена, награждена Георгиевским крестом.
Это лишь некоторые имена смелых девушек, которые нам известны.
По обнаруженным документам видно, что к началу 1915 года из Якутии было призвано 374 низших чинов, из них 187 были крестьянами. Только из Иситского сельского управления Западно-Кангаласского улуса было призвано 41 человек.
С началом войны в 1914 года Г.В. Ксенофонтова выбрали председателем инородческого комитета Российского общества Красного креста. К 25 февраля 1915 года было собрано 4261 руб. 25 коп. пожертвований и изготовлено 1640 теплых вещей для солдат на фронте.
В обращении к населению Якутской области говорилось: «…И мы, якуты, как дети единой матери России, должны в дни всенародной скорби откликнуться на общее дело. Будучи мыслями и чувствами за одно с ними, которые на полях сражений своею кровью запечатлевают преданность долгу, станем же здесь на местах проявлять заботливость к осиротелым семьям и мере сил своих помогать им из своего достатка.
Пусть эти деяния малы и незначительны, но цена им больше, ибо они идут от чистого сердца на благое дело!
23 августа 1915 года Якутский губернатор Витте на особом совещании представителей улусных голов организовал Комитет по снабжению армии теплыми и меховыми вещами в составе городского головы П.А. Юшманова, купца П.А. Кушнарева и Г.В. Ксенофонтова. В течение года было изготовлено и отправлено 4003 теплых жилета. Даже больные проказой Вилюйского лепрозория собрали в пользу беженцев, пострадавшим от войны 54 руб. 80 коп.
Этот трогательный и глубоко патриотический поступок людей, которые сами нуждались в сочувствии и помощи, произвел неизгладимое впечатление на общественность, что сам император Николай II написал «сердечно благодарю».
Личные пожертвования внесли атаман Якутского казачьего полка Казанцев, городской голова, купец В.М. Пихтин — 1000 рублей, Н.О.Кривошапкин — 10 тысяч рублей и многие другие.
Боевую славу Якутского пехотного полка продолжили офицеры и рядовые, участвовавшие в Первой мировой войне. Успехи полка широко освещались на страницах тогдашней печати Якутской области. По всей области собирались пожертвования на подарки солдатам 42-го Якутского полка. Сама губернаторша вместе с дамами общества шила одеяло для солдат Якутского полка. Газета «Якутская окраина» в 1-м номере опубликовала следующее: «Петроградское телеграфное агентство сообщает: награждается Георгием 4-й степени капитан Якутского полка Алейников, ныне убитый за то, что он в бою 12-13 января севернее села Усть-Сольде первым со своей ротой перешел по пояс в воде реку Рабу, под сильным огнем противника и овладел противоположным берегом, на оном держался и был ранен, но получив приказание наступать повел роту в атаку до получения смертельной раны». Добровольцы-якуты, как В.Федулов, А.Гаврилов, В.Татаринов и др., направлялись служить в Якутский пехотный полк. В 1916 году якут-доброволец Василий Федулов за проявленную храбрость и мужество в бою награжден Георгиевским крестом. Основной костяк добровольцев Якутского полка составили якутские казаки из Олекминска, Покровска, Вилюйска, Петропавловска, Абыя, Верхоянска и других мест.
Сегодня историки, поисковики исследуют страницы тех событий. Так, Союз возрождения родословных традиций совместно с Институтом региональных проблем осуществляет проект «Первая мировая война, 1914-1918 гг. Алфавитные списки потерь низших чинов». Благодаря их деятельности, восстановлено 11 тысяч имен участников Первой мировой войны. Среди них – 29 якутян. Бойцы из этого списка или пропали без вести, или убиты, или оставлены на поле боя.
Алексеев Михаил Николаевич
Артемьев Николай Александрович
Бакишев Афанасий Алексеевич
Бояркин Егор Павлович
Бояркин Иван Алексеевич
Евстофеев Яков Владимирович
Иванов Василий Михайлович
Иванов Илья Ильич
Иванов Павел Петрович
Игнатьев Василий Николаевич
Кабиров Салим-Гарей
Кадыров Гирей Абдул.
Короткий Михаил Егорович
Кузьминов Архип Онисимович
Мамонтов Андрей Дмитриевич
Маревичев Александр Влад.
Павлов Александр Алексеевич
Панецкий Илья Людов.
Петров Алексей Николаевич
Потехин Николай Егорович
Пшенников Григорий Васильевич
Рахимов Губад Хасимович
Рахмингулов Глозин
Соловьев Егор Григорьевич
Соловьев Ефим
Терфельев Иван Алексеевич
Федоров Алексей Семенович
Федоров Василий
Федоров Иннокентий Григорьевич
Добровольцы из Якутии в основном служили в 42-м Якутском пехотном полку. Они принимали участие непосредственно в Брусиловском прорыве, и многие из его бойцов попали в плен.
Воины 42-го Якутского пехотного полка окончили войну на стороне белых, сражаясь против красных. Впоследствии большинство из них уехало за границу.
Последнего командира 42 якутского пехотного полка звали Макаров Кэнчэри Николаевич.
Среди участников Первой мировой войны был Иван Иннокентьевич Андросов, награжденный двумя Георгиевскими крестами, ушедший добровольцем в 1915 году.
Иван Андросов родился в селе Баяга Баягантайского улуса (ныне Таттинский). Рано оставшись сиротой, вслед за старшим братом приехал в Якутск на заработки. Когда началась война, он добровольно записался в солдаты. Воевал храбро, достойно. По его рассказам, особенно страшно было во время штыкового боя. На врага шли в форме треугольника или каре. Впереди — самые сильные и умелые. Среди них Иван шел третьим.
Выписка из наградного листа Ивана Андросова: «Сообщаем, что в приказе № 373 от 13 октября 1917 г. по 44 стрелковому Сибирскому полку значится ефрейтор пулеметной команды Андросов Иван, награжденный Георгиевским крестом 3-й степени № 294354 за то, что в бою 9 и 10 июня 1917 г. под местностью Крево, выдвинув свой пулемет на опасно близкую дистанцию, несмотря на ураганный огонь, метким огнем заглушил пулемет противника и дал возможность нашей атакующей пехоте перейти речке Кревлянка почти без потерь».
На родину Иван Андросов вернулся в 1918 году. Впоследствии принимал активное участие в гражданской войне на стороне красных. Погиб 8 апреля 1922 году в перестрелке, будучи на разведке.
Другой активный участник Первой мировой войны, уроженец села Покровска (г. Покровск) Андрей Иванович Притузов родился 30 декабря 1894 года в семье потомственных «государевых ямщиков».
Окончив Покровскую церковно-приходскую школу в 1904 году, поступил в Якутское духовное училище. С 1909 года работал ямщиком. В 1912 году поступил в двухгодичные педагогические курсы, по окончании которых назначен учителем Тюнгюлюнского двухклассного народного училища.
1 января 1915 года был призван в армию. После Первой мировой войны, 1 февраля 1918 года, прапорщик А.И. Притузов записался добровольцем в Красную армию. Прошел с боями всю гражданскую и Отечественную войну 1941-1945гг. Генерал-майор Притузов скончался в июне 1977 году в Москве. Урна с его прахом захоронена в городе Покровске.
В конце 1914 года якутский губернатор фон Витте поставил вопрос об увековечении памяти жертв Первой мировой войны в местах их вечного упокоения. На совещании, где был поднят этот вопрос, было решено, что «могилы воинов должны составить предмет особенных забот городских и сельских обществ». Конечно, сейчас трудно восстановить имена всех павших и установить их могилы. Поэтому предлагаю простой вариант. Необходимо к 100-летию начала Первой мировой войны провести мероприятия, чтобы увековечить павших воинов-якутян в войне 1914-1918 гг.
Солдаты и офицеры, верные присяге, стояли до конца но их имена мы почти не знаем…
Варвара Корякина
871 просмотров, 1 просмотров сегодня
ведущий библиотекарь ОКЛ МБУ НГБ
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.