Вот и наступил сентябрь, пришла календарная осень. Ранняя Осень. Воздух свеж и чист, небо становится выше и глубже, а энергетика Мироздания звенит звонче хрустального перезвона, окуная Мир в тайну смены времен года, одаряя нас волшебной магией золотой Осени…
Сентябрь – время легкой и светлой грусти по уходящему лету. Темные вечера, обволакивающие негой, и осенний мелкий дождь, стучащий в окно, рождают в душе звенящую тишину, которая умиротворяет и успокаивает…
Какие же сентябрьские приметы и поверья были в старину на Руси?
Древнерусское название сентября — «руен» — связывалось с желтым цветом осени, «ревун» — с дождями и непогодой, «рюин» — с гоном, ревом оленей, «хмурень» — с угасанием солнечного света, хмурым небом и ранними сумерками.
В Древней Руси первый день сентября по старому стилю (сейчас это 14 сентября) был первой встречей осени и назывался в народе летопроводцем — проводами лета.
С этого дня начиналось так называемое бабье лето. Оно продолжалось, по одним подсчетам, одну неделю, по другим — две.
Раньше на Руси трижды встречали осень.
Первая встреча осени — 14 сентября. День Семена Столпника или Летопроводца. Первая встреча осени. В допетровской Руси Новый год начинался 1 (14) сентября, в Семенов день. Крестьянский численник приурочивал к этой дате завершение многих летних работ, последний посев ржи.
Была даже в народе присказка: «На Семен-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком маши».
К этому времени часто устанавливаются погожие теплые деньки — бабье лето. По давним заметам, оно длится всего неделю — с 14 по 21 сентября. Бытовали еще такие приметы в эти дни:
- Если первый день бабьего лета ясен, то и осень будет теплая.
- Бабье лето ненастно — осень сухая.
- На Семеновы осенины много паука-тенетника — осень долгая да ясная.
Когда-то на Семен-день устраивали «мушиные похороны». Завернутых в осенний пожелтевший лист мух зарывали в землю. Это было своего рода прощанием с летом и теплом. Совершали такой обряд юные девушки с песнями и в праздничных нарядах. А парни, подглядывали за ними, выбирая себе невесту — пару.
Вторая встреча осени — 21 сентября. Рождество Богородицы. Некоторые говорят, что вторые осенины продолжались три дня, включая в себя таинства Осеннего Равноденствия.
В это время бабье лето покрасовалось, побаловало теплом и отошло. Вскоре за коротким погожим бабьим летом наступала сакральная и рубежная дата — осеннее равноденствие. Этот момент считается астрономическим началом осени.
Осеннее Равноденствие — это день, когда у древних славян был один из основных праздников. В разной местности название праздника было различно. Где-то его называли Таусень, где-то Овсень, а где-то Радогощь.
Датой осеннего равноденствия является 22 или 23 сентября.
День Осеннего равноденствия был днем урожая. Именно поэтому в этот день почитали славянскую Богиню Ладу. Делалось это не случайно, она считалась богиней весенне-летнего плодородия и покровительницей свадеб и брачной жизни. В связи с этим, решение о заключении брачного союза принималось именно в летне-осенний период. Игрались свадьбы чаще всего после полевых работ.
Конечно, празднование конца сбора урожая не обходилось без застолий, песен и хороводов. В этот день сжигали соломенную птицу, тем самым провожая Светлых Богов и Предков в Ирий — в «Солнцеву страну». Ирий (Сварга) — рай, небесное царство богов, куда отправляются души умерших предков, которых или хоронили в земле, или сжигали на погребальных кострах. Считалось, что их души подхватывают и уносят жаворонки.
По славянской мифологии, создан был Ирий Богом Сварогом. Представлялся Ирий как райский сад, в котором растут невиданные деревья, цветут прекрасные цветы и населяют его невиданные на земле прекрасные птицы, поющие разными сладкими, ублажающими слух нежными голосами. В центре этого райского сада росло Мировое дерево, подле которого обитают души умерших. Все в этом саду столь прекрасно, что пребывающим там душам века кажутся мгновениями.
В мифах древних славян словом Ирий обозначался не мифический рай, а реально существующее географическое место. Именно поэтому, разные версии славянских легенд помещают Ирий в Беловодье, на Эльбрусе, на Урале, на Байкале, и т.д.
Третья встреча осени — 27 сентября – Воздвиженье.
Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет. В старину говорили, что Воздвиженье к зиме двигает.
Были свои приметы и обряды на этот день:
- Воздвиженье — последний воз с поля сдвинулся, а птица в отлет пошла.
- С этого дня медведь залегает в берлогу.
- На Воздвиженье первая барыня — капуста (срубают капусту).
Молодежь по такому случаю затевала вечеринку — «капустник».
- Дергают репу, обрезают ботву и корень. Репу ели пареную, вареную (в похлебках и кашах), вяленую и просто так.
Сентябрь месяц богат и церковными памятными датами. Но самые большие и почитаемые из них — три:
- 11 сентября – Усекновение главы Ивана Предтечи.
О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф.14:1-12) и Марка (Мк.6:14-29).
Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.
После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника.
Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею.
У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом (Лк.3:19-20).
В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.
Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.
Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шею. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли.
Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери – жены Ирода четверовластника – двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37–41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
Такова библейская легенда, связанная с этой памятной датой.
21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы
О Рождестве Богородицы и о ее родителях известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век).
Там рассказано, что у благочестивой семейной пары из Иерусалима, Иоакима и Анны, долгое время не было детей. Они очень страдали от этого. И вот однажды, когда они порознь молились о даровании им ребенка, обоим было видение ангела, возвестившего, что Господь внял их молитвам и о их потомстве будут говорить во всем мире. После этого благовестия Анна зачала. Супруги дали обет посвятить своего ребенка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения и воспитания до совершеннолетия. Через девять месяцев Анна родила дочь, которую назвали Марией.
27 сентября – Воздвижение Креста Господня
Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
В этот день православные христиане вспоминают два события. Как говорит Священное Предание, Крест был найден в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.
Оба события объединяются в названии праздника.
Праздник Воздвижения, посвященный Кресту Христову, выражает литургический (богослужебный) аспект почитания христианами Голгофского Креста как символа спасения человечества. Название указывает на торжественное поднятие Креста вверх («воздвижение») после обнаружения его в земле.
Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.
В 326 году император Константин Великий задался целью найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.
Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита над головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».
В VII веке с воспоминанием об обретении Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.
В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.
Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.
Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.
Таковы приметы и поверья, обряды и памятные даты сентября.
Варвара КОРЯКИНА, г. Нерюнгри
353 просмотров, 1 просмотров сегодня
ведущий библиотекарь ОКЛ МБУ НГБ
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.