8 (41147) 4-05-30

mby-ngb@mail.ru metod76@mail.ru

РФ, Саха (Якутия),

г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29

09:00 - 19.00

рабочие дни: ПН-ПТ, ВС, выходной: СБ

МАГИЯ СЕНТЯБРЬСКИХ ДНЕЙ: ОБРЯДЫ И ПОВЕРЬЯ

 Новости          Обсудить

Вот и наступил сентябрь, пришла календарная осень. Ранняя Осень. Воздух свеж и чист, небо становится выше и глубже, а энергетика Мироздания звенит звонче хрустального перезвона, окуная Мир в тайну смены времен года, одаряя нас волшебной магией золотой Осени…

Сентябрь – время  легкой и светлой грусти по уходящему лету. Темные вечера, обволакивающие негой,  и осенний мелкий дождь, стучащий в окно, рождают в душе звенящую тишину, которая умиротворяет и успокаивает…

 

Какие же сентябрьские приметы и поверья были в старину на Руси?

Древнерусское название сентября — «руен» — связывалось с желтым цветом осени, «ревун» — с дождями и непогодой, «рюин» — с гоном, ревом оленей, «хмурень» — с угасанием солнечного света, хмурым небом и ранними сумерками.

В Древней Руси первый день сентября по старому стилю (сейчас это 14 сентября) был первой встречей осени и назывался в народе летопроводцем — проводами лета.

С этого дня начиналось так называемое бабье лето. Оно продолжалось, по одним подсчетам, одну неделю, по другим — две.

Раньше на Руси трижды встречали осень.

 

Первая встреча осени — 14 сентября. День Семена Столпника или Летопроводца. Первая встреча осени. В допетровской Руси Новый год начинался 1 (14) сентября, в Семенов день. Крестьянский численник приурочивал к этой дате завершение многих летних работ, последний посев ржи.

Была даже в народе  присказка: «На Семен-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком маши».

К этому времени часто устанавливаются погожие теплые деньки — бабье лето. По давним заметам, оно длится всего неделю — с 14 по 21 сентября. Бытовали еще такие приметы в эти дни:

  • Если первый день бабьего лета ясен, то и осень будет теплая.
  • Бабье лето ненастно — осень сухая.
  • На Семеновы осенины много паука-тенетника — осень долгая да ясная.

 

Когда-то на Семен-день устраивали «мушиные похороны». Завернутых в осенний пожелтевший лист мух зарывали в землю. Это было своего рода прощанием с летом и теплом. Совершали такой обряд юные девушки с песнями и в праздничных нарядах. А парни, подглядывали за ними, выбирая себе невесту — пару.

 

Вторая встреча осени — 21 сентября. Рождество Богородицы. Некоторые говорят, что вторые осенины продолжались три дня, включая в себя таинства Осеннего Равноденствия.

В это время бабье лето покрасовалось, побаловало теплом и отошло. Вскоре за коротким погожим бабьим летом наступала сакральная и рубежная дата — осеннее равноденствие. Этот момент считается астрономическим началом осени.

Осеннее Равноденствие — это день, когда у древних славян был один из основных праздников.  В разной местности название праздника было различно. Где-то его называли Таусень, где-то Овсень, а где-то Радогощь.

Датой осеннего равноденствия является 22 или 23 сентября.

День Осеннего равноденствия был днем урожая. Именно поэтому в этот день почитали славянскую Богиню Ладу. Делалось это не случайно, она считалась богиней весенне-летнего плодородия и покровительницей свадеб и брачной жизни. В связи с этим, решение о заключении брачного союза принималось именно в летне-осенний период. Игрались свадьбы чаще всего после полевых работ.

Конечно, празднование конца сбора урожая не обходилось без застолий, песен и хороводов. В этот день сжигали соломенную птицу, тем самым провожая Светлых Богов и Предков в Ирий — в «Солнцеву страну». Ирий (Сварга) — рай, небесное царство богов, куда отправляются души умерших предков, которых или хоронили в земле, или сжигали на погребальных кострах. Считалось, что их души подхватывают и уносят жаворонки.

По славянской мифологии, создан был Ирий Богом Сварогом. Представлялся Ирий как райский сад, в котором растут невиданные деревья, цветут прекрасные цветы и населяют его невиданные на земле прекрасные птицы, поющие разными сладкими, ублажающими слух нежными голосами. В центре этого райского сада росло Мировое дерево, подле которого обитают души умерших. Все в этом саду столь прекрасно, что пребывающим там душам века кажутся мгновениями.

В  мифах древних славян словом Ирий обозначался не мифический рай, а реально существующее географическое место. Именно поэтому, разные версии славянских легенд помещают Ирий в Беловодье, на Эльбрусе, на Урале, на Байкале, и т.д.

 

Третья встреча осени — 27 сентябряВоздвиженье.

Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет. В старину говорили, что Воздвиженье к зиме двигает.

Были свои приметы и обряды на этот день:

  • Воздвиженье — последний воз с поля сдвинулся, а птица в отлет пошла.
  • С этого дня медведь залегает в берлогу.
  • На Воздвиженье первая барыня — капуста (срубают капусту).

Молодежь по такому случаю затевала вечеринку — «капустник».

  • Дергают репу, обрезают ботву и корень. Репу ели пареную, вареную (в похлебках и кашах), вяленую и просто так.

 

Сентябрь месяц богат и церковными памятными датами. Но самые большие и почитаемые из них — три:

 

  • 11 сентября – Усекновение главы Ивана Предтечи.

 

О му­че­ни­че­ской кон­чи­не Пред­те­чи Гос­под­ня в 32 го­ду по Рож­де­стве Хри­сто­вом по­вест­ву­ют Еван­ге­лия от Мат­фея (Мф.14:1-12) и Мар­ка (Мк.6:14-29).

Свя­щен­ное пре­да­ние Апо­стольской Церк­ви со­хра­ни­ло не­ко­то­рые по­дроб­но­сти этих со­бытий, про­ис­хо­див­ших не­за­дол­го до Рас­пя­тия и Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва.

По­сле смер­ти Иро­да Ве­ли­ко­го рим­ля­не раз­де­ли­ли тер­ри­то­рию Па­ле­сти­ны на че­ты­ре ча­сти и в каж­дой ча­сти по­ста­ви­ли пра­ви­те­лем сво­е­го став­лен­ни­ка.

Ирод Ан­ти­па по­лу­чил от им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста в управ­ле­ние Га­ли­лею.

У не­го бы­ла за­кон­ная же­на, дочь ара­вийско­го ца­ря Аре­фы. Ирод оста­вил ее и со­жи­тельство­вал с Иро­ди­а­дой, же­ной сво­е­го бра­та. Про­рок Ио­анн не­од­но­крат­но об­ли­чал его, но царь не по­смел при­чи­нить ему зла, так как по­чи­тал Ио­ан­на Кре­сти­те­ля как про­ро­ка и бо­ял­ся на­род­но­го гне­ва. Все же свя­той Ио­анн Кре­сти­тель был по­са­жен в тем­ни­цу ца­рем Иро­дом (Лк.3:19-20).

В день сво­е­го рож­де­ния Ирод устро­ил бо­га­тый пир, на ко­то­ром пе­ред го­стя­ми пля­са­ла Са­ло­мия, дочь Иро­ди­а­ды. Она так уго­ди­ла этим Иро­ду, что он по­клял­ся пе­ред го­стя­ми дать ей все, че­го бы она ни по­про­си­ла. Са­ло­мия по­шла к ма­те­ри за со­ве­том. Иро­ди­а­да на­учи­ла дочь про­сить го­ло­ву свя­то­го Ио­ан­на Кре­сти­те­ля. Ирод опе­ча­лил­ся: он бо­ял­ся гне­ва Бо­жи­его за убийство про­ро­ка, но не мог на­ру­шить не­о­сто­рож­ной клят­вы.

Ио­ан­ну Кре­сти­те­лю от­ру­би­ли го­ло­ву и от­да­ли Са­ло­мии. По пре­да­нию, го­ло­ва про­дол­жа­ла об­ли­чать Иро­да и Иро­ди­а­ду. Не­и­сто­вая Иро­ди­а­да ис­ко­ло­ла язык про­ро­ка бу­лав­кой и за­ко­па­ла го­ло­ву в не­чи­стом ме­сте. Но Ио­ан­на, же­на цар­ско­го до­мо­пра­ви­те­ля Ху­зы, тай­но взя­ла свя­тую гла­ву, по­ло­жи­ла в со­суд и по­греб­ла ее на Еле­он­ской го­ре, в од­ном из по­ме­стий Иро­да. Те­ло свя­то­го Ио­ан­на Кре­сти­те­ля взя­ли его уче­ни­ки и по­греб­ли его.

Бо­жий гнев об­ру­шил­ся на тех, кто ре­шил­ся по­гу­бить про­ро­ка. Са­ло­мия пе­ре­хо­ди­ла зи­мой ре­ку Си­ко­рис и про­ва­ли­лась под лед. Она ви­се­ла те­лом в во­де, а го­ло­ва ее на­хо­ди­лась на­до ль­дом. По­доб­но то­му, как она не­ко­г­да пля­са­ла но­га­ми по зем­ле, те­перь она, слов­но пля­шу­щая, про­из­во­ди­ла бес­по­мощ­ные дви­же­ния в ле­дя­ной во­де. Так она ви­се­ла до тех пор, по­ка ост­рый лед не пе­ре­ре­зал ее шею. Го­ло­ву ее, от­ре­зан­ную острой ль­ди­ной, при­нес­ли Иро­ду и Иро­ди­а­де, как не­ко­г­да при­нес­ли им го­ло­ву Ио­ан­на Пред­те­чи, а те­ло ее так и не на­шли.

Ара­вийский царь Аре­фа в от­мще­ние за бес­че­стие сво­ей до­че­ри – же­ны Иро­да чет­ве­ро­власт­ни­ка – дви­нул свои вой­ска про­тив не­че­сти­во­го ца­ря и на­нес ему по­ра­же­ние. Рим­ский им­пе­ра­тор Гай Юлий Це­зарь Ка­ли­гу­ла (37–41 гг.) в гне­ве со­слал Иро­да вме­сте с Иро­ди­а­дой в за­то­че­ние в Гал­лию, а по­том в Ис­па­нию. Там они бы­ли по­г­ло­ще­ны раз­верз­шей­ся зем­лей.

Такова библейская легенда, связанная с этой памятной датой.

 

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

 

О Рож­де­стве Бо­го­ро­ди­цы и о ее ро­ди­те­лях из­вест­но из апо­кри­фи­че­ско­го Про­то­е­ван­ге­лия Иа­ко­ва (II век).

Там рас­ска­за­но, что у бла­го­че­сти­вой се­мей­ной па­ры из Иеру­са­ли­ма, Ио­а­ки­ма и Ан­ны, дол­гое вре­мя не бы­ло де­тей. Они очень стра­да­ли от это­го. И вот од­на­жды, ко­г­да они по­рознь мо­ли­лись о да­ро­ва­нии им ре­бен­ка, обо­им бы­ло ви­де­ние ан­ге­ла, воз­ве­стив­ше­го, что Гос­подь внял их мо­лит­вам и о их потом­стве бу­дут го­во­рить во всем ми­ре. По­сле это­го бла­го­ве­стия Ан­на за­ча­ла. Су­пру­ги да­ли обет по­свя­тить сво­е­го ре­бен­ка Бо­гу и, как бы­ло то­г­да в обы­чае, от­дать его в Иеру­са­лим­ский храм для слу­же­ния и вос­пи­та­ния до со­вер­шен­но­ле­тия. Че­рез де­вять ме­ся­цев Ан­на ро­ди­ла дочь, ко­то­рую на­з­ва­ли Ма­ри­ей.

 

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. 

В этот день пра­во­слав­ные хри­сти­а­не вс­по­ми­на­ют два со­бытия. Как го­во­рит Свя­щен­ное Пре­да­ние, Крест был най­ден в 326 го­ду в Иеру­са­ли­ме. Про­изо­шло это око­ло го­ры Гол­го­фы, где был рас­пят Спа­си­тель. И вто­рое со­бытие — воз­вра­ще­ние Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста из Пер­сии, где он на­хо­дил­ся в пле­ну. В VII ве­ке его вер­нул в Иеру­са­лим гре­че­ский им­пе­ра­тор Ирак­лий.

Оба со­бытия объеди­ня­ются в на­зва­нии празд­ни­ка.

Празд­ник Воз­дви­же­ния, по­свя­щен­ный Кре­сту Хри­сто­ву, выра­жа­ет ли­тур­ги­че­ский (бо­го­слу­жеб­ный) ас­пект по­чи­та­ния хри­сти­а­на­ми Гол­гоф­ско­го Кре­ста как символа спа­се­ния че­ло­ве­че­ства. На­зва­ние ука­зы­ва­ет на тор­же­ствен­ное под­ня­тие Кре­ста вверх («воз­дви­же­ние») по­сле об­на­ру­же­ния его в зем­ле.

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий задался целью найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита над головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием об обретении Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

 

Таковы приметы и поверья, обряды и памятные даты сентября.

 

Варвара КОРЯКИНА, г. Нерюнгри

 

 13 просмотров,  1 просмотров сегодня

 

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.