МАГИЯ СЕНТЯБРЬСКИХ ДНЕЙ: ОБРЯДЫ И ПОВЕРЬЯ

МАГИЯ СЕНТЯБРЬСКИХ ДНЕЙ: ОБРЯДЫ И ПОВЕРЬЯ

Вот и наступил сентябрь, пришла календарная осень. Ранняя Осень. Воздух свеж и чист, небо становится выше и глубже, а энергетика Мироздания звенит звонче хрустального перезвона, окуная Мир в тайну смены времен года, одаряя нас волшебной магией золотой Осени…

Сентябрь – время  легкой и светлой грусти по уходящему лету. Темные вечера, обволакивающие негой,  и осенний мелкий дождь, стучащий в окно, рождают в душе звенящую тишину, которая умиротворяет и успокаивает…

 

Какие же сентябрьские приметы и поверья были в старину на Руси?

Древнерусское название сентября – «руен» – связывалось с желтым цветом осени, «ревун» – с дождями и непогодой, «рюин» – с гоном, ревом оленей, «хмурень» – с угасанием солнечного света, хмурым небом и ранними сумерками.

В Древней Руси первый день сентября по старому стилю (сейчас это 14 сентября) был первой встречей осени и назывался в народе летопроводцем — проводами лета.

С этого дня начиналось так называемое бабье лето. Оно продолжалось, по одним подсчетам, одну неделю, по другим – две.

Раньше на Руси трижды встречали осень.

 

Первая встреча осени – 14 сентября. День Семена Столпника или Летопроводца. Первая встреча осени. В допетровской Руси Новый год начинался 1 (14) сентября, в Семенов день. Крестьянский численник приурочивал к этой дате завершение многих летних работ, последний посев ржи.

Была даже в народе  присказка: «На Семен-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком маши».

К этому времени часто устанавливаются погожие теплые деньки — бабье лето. По давним заметам, оно длится всего неделю — с 14 по 21 сентября. Бытовали еще такие приметы в эти дни:

  • Если первый день бабьего лета ясен, то и осень будет теплая.
  • Бабье лето ненастно — осень сухая.
  • На Семеновы осенины много паука-тенетника — осень долгая да ясная.

 

Когда-то на Семен-день устраивали «мушиные похороны». Завернутых в осенний пожелтевший лист мух зарывали в землю. Это было своего рода прощанием с летом и теплом. Совершали такой обряд юные девушки с песнями и в праздничных нарядах. А парни, подглядывали за ними, выбирая себе невесту – пару.

 

Вторая встреча осени – 21 сентября. Рождество Богородицы. Некоторые говорят, что вторые осенины продолжались три дня, включая в себя таинства Осеннего Равноденствия.

В это время бабье лето покрасовалось, побаловало теплом и отошло. Вскоре за коротким погожим бабьим летом наступала сакральная и рубежная дата — осеннее равноденствие. Этот момент считается астрономическим началом осени.

Осеннее Равноденствие – это день, когда у древних славян был один из основных праздников.  В разной местности название праздника было различно. Где-то его называли Таусень, где-то Овсень, а где-то Радогощь.

Датой осеннего равноденствия является 22 или 23 сентября.

День Осеннего равноденствия был днем урожая. Именно поэтому в этот день почитали славянскую Богиню Ладу. Делалось это не случайно, она считалась богиней весенне-летнего плодородия и покровительницей свадеб и брачной жизни. В связи с этим, решение о заключении брачного союза принималось именно в летне-осенний период. Игрались свадьбы чаще всего после полевых работ.

Конечно, празднование конца сбора урожая не обходилось без застолий, песен и хороводов. В этот день сжигали соломенную птицу, тем самым провожая Светлых Богов и Предков в Ирий – в «Солнцеву страну». Ирий (Сварга) — рай, небесное царство богов, куда отправляются души умерших предков, которых или хоронили в земле, или сжигали на погребальных кострах. Считалось, что их души подхватывают и уносят жаворонки.

По славянской мифологии, создан был Ирий Богом Сварогом. Представлялся Ирий как райский сад, в котором растут невиданные деревья, цветут прекрасные цветы и населяют его невиданные на земле прекрасные птицы, поющие разными сладкими, ублажающими слух нежными голосами. В центре этого райского сада росло Мировое дерево, подле которого обитают души умерших. Все в этом саду столь прекрасно, что пребывающим там душам века кажутся мгновениями.

В  мифах древних славян словом Ирий обозначался не мифический рай, а реально существующее географическое место. Именно поэтому, разные версии славянских легенд помещают Ирий в Беловодье, на Эльбрусе, на Урале, на Байкале, и т.д.

 

Третья встреча осени – 27 сентябряВоздвиженье.

Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет. В старину говорили, что Воздвиженье к зиме двигает.

Были свои приметы и обряды на этот день:

  • Воздвиженье — последний воз с поля сдвинулся, а птица в отлет пошла.
  • С этого дня медведь залегает в берлогу.
  • На Воздвиженье первая барыня — капуста (срубают капусту).

Молодежь по такому случаю затевала вечеринку — «капустник».

  • Дергают репу, обрезают ботву и корень. Репу ели пареную, вареную (в похлебках и кашах), вяленую и просто так.

 

Сентябрь месяц богат и церковными памятными датами. Но самые большие и почитаемые из них – три:

 

  • 11 сентября – Усекновение главы Ивана Предтечи.

 

О му­че­ни­че­ской кон­чи­не Пред­те­чи Гос­под­ня в 32 го­ду по Рож­де­стве Хри­сто­вом по­вест­ву­ют Еван­ге­лия от Мат­фея (Мф.14:1-12) и Мар­ка (Мк.6:14-29).

Свя­щен­ное пре­да­ние Апо­стольской Церк­ви со­хра­ни­ло не­ко­то­рые по­дроб­но­сти этих со­бытий, про­ис­хо­див­ших не­за­дол­го до Рас­пя­тия и Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва.

По­сле смер­ти Иро­да Ве­ли­ко­го рим­ля­не раз­де­ли­ли тер­ри­то­рию Па­ле­сти­ны на че­ты­ре ча­сти и в каж­дой ча­сти по­ста­ви­ли пра­ви­те­лем сво­е­го став­лен­ни­ка.

Ирод Ан­ти­па по­лу­чил от им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста в управ­ле­ние Га­ли­лею.

У не­го бы­ла за­кон­ная же­на, дочь ара­вийско­го ца­ря Аре­фы. Ирод оста­вил ее и со­жи­тельство­вал с Иро­ди­а­дой, же­ной сво­е­го бра­та. Про­рок Ио­анн не­од­но­крат­но об­ли­чал его, но царь не по­смел при­чи­нить ему зла, так как по­чи­тал Ио­ан­на Кре­сти­те­ля как про­ро­ка и бо­ял­ся на­род­но­го гне­ва. Все же свя­той Ио­анн Кре­сти­тель был по­са­жен в тем­ни­цу ца­рем Иро­дом (Лк.3:19-20).

В день сво­е­го рож­де­ния Ирод устро­ил бо­га­тый пир, на ко­то­ром пе­ред го­стя­ми пля­са­ла Са­ло­мия, дочь Иро­ди­а­ды. Она так уго­ди­ла этим Иро­ду, что он по­клял­ся пе­ред го­стя­ми дать ей все, че­го бы она ни по­про­си­ла. Са­ло­мия по­шла к ма­те­ри за со­ве­том. Иро­ди­а­да на­учи­ла дочь про­сить го­ло­ву свя­то­го Ио­ан­на Кре­сти­те­ля. Ирод опе­ча­лил­ся: он бо­ял­ся гне­ва Бо­жи­его за убийство про­ро­ка, но не мог на­ру­шить не­о­сто­рож­ной клят­вы.

Ио­ан­ну Кре­сти­те­лю от­ру­би­ли го­ло­ву и от­да­ли Са­ло­мии. По пре­да­нию, го­ло­ва про­дол­жа­ла об­ли­чать Иро­да и Иро­ди­а­ду. Не­и­сто­вая Иро­ди­а­да ис­ко­ло­ла язык про­ро­ка бу­лав­кой и за­ко­па­ла го­ло­ву в не­чи­стом ме­сте. Но Ио­ан­на, же­на цар­ско­го до­мо­пра­ви­те­ля Ху­зы, тай­но взя­ла свя­тую гла­ву, по­ло­жи­ла в со­суд и по­греб­ла ее на Еле­он­ской го­ре, в од­ном из по­ме­стий Иро­да. Те­ло свя­то­го Ио­ан­на Кре­сти­те­ля взя­ли его уче­ни­ки и по­греб­ли его.

Бо­жий гнев об­ру­шил­ся на тех, кто ре­шил­ся по­гу­бить про­ро­ка. Са­ло­мия пе­ре­хо­ди­ла зи­мой ре­ку Си­ко­рис и про­ва­ли­лась под лед. Она ви­се­ла те­лом в во­де, а го­ло­ва ее на­хо­ди­лась на­до ль­дом. По­доб­но то­му, как она не­ко­г­да пля­са­ла но­га­ми по зем­ле, те­перь она, слов­но пля­шу­щая, про­из­во­ди­ла бес­по­мощ­ные дви­же­ния в ле­дя­ной во­де. Так она ви­се­ла до тех пор, по­ка ост­рый лед не пе­ре­ре­зал ее шею. Го­ло­ву ее, от­ре­зан­ную острой ль­ди­ной, при­нес­ли Иро­ду и Иро­ди­а­де, как не­ко­г­да при­нес­ли им го­ло­ву Ио­ан­на Пред­те­чи, а те­ло ее так и не на­шли.

Ара­вийский царь Аре­фа в от­мще­ние за бес­че­стие сво­ей до­че­ри – же­ны Иро­да чет­ве­ро­власт­ни­ка – дви­нул свои вой­ска про­тив не­че­сти­во­го ца­ря и на­нес ему по­ра­же­ние. Рим­ский им­пе­ра­тор Гай Юлий Це­зарь Ка­ли­гу­ла (37–41 гг.) в гне­ве со­слал Иро­да вме­сте с Иро­ди­а­дой в за­то­че­ние в Гал­лию, а по­том в Ис­па­нию. Там они бы­ли по­г­ло­ще­ны раз­верз­шей­ся зем­лей.

Такова библейская легенда, связанная с этой памятной датой.

 

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

 

О Рож­де­стве Бо­го­ро­ди­цы и о ее ро­ди­те­лях из­вест­но из апо­кри­фи­че­ско­го Про­то­е­ван­ге­лия Иа­ко­ва (II век).

Там рас­ска­за­но, что у бла­го­че­сти­вой се­мей­ной па­ры из Иеру­са­ли­ма, Ио­а­ки­ма и Ан­ны, дол­гое вре­мя не бы­ло де­тей. Они очень стра­да­ли от это­го. И вот од­на­жды, ко­г­да они по­рознь мо­ли­лись о да­ро­ва­нии им ре­бен­ка, обо­им бы­ло ви­де­ние ан­ге­ла, воз­ве­стив­ше­го, что Гос­подь внял их мо­лит­вам и о их потом­стве бу­дут го­во­рить во всем ми­ре. По­сле это­го бла­го­ве­стия Ан­на за­ча­ла. Су­пру­ги да­ли обет по­свя­тить сво­е­го ре­бен­ка Бо­гу и, как бы­ло то­г­да в обы­чае, от­дать его в Иеру­са­лим­ский храм для слу­же­ния и вос­пи­та­ния до со­вер­шен­но­ле­тия. Че­рез де­вять ме­ся­цев Ан­на ро­ди­ла дочь, ко­то­рую на­з­ва­ли Ма­ри­ей.

 

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. 

В этот день пра­во­слав­ные хри­сти­а­не вс­по­ми­на­ют два со­бытия. Как го­во­рит Свя­щен­ное Пре­да­ние, Крест был най­ден в 326 го­ду в Иеру­са­ли­ме. Про­изо­шло это око­ло го­ры Гол­го­фы, где был рас­пят Спа­си­тель. И вто­рое со­бытие — воз­вра­ще­ние Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста из Пер­сии, где он на­хо­дил­ся в пле­ну. В VII ве­ке его вер­нул в Иеру­са­лим гре­че­ский им­пе­ра­тор Ирак­лий.

Оба со­бытия объеди­ня­ются в на­зва­нии празд­ни­ка.

Празд­ник Воз­дви­же­ния, по­свя­щен­ный Кре­сту Хри­сто­ву, выра­жа­ет ли­тур­ги­че­ский (бо­го­слу­жеб­ный) ас­пект по­чи­та­ния хри­сти­а­на­ми Гол­гоф­ско­го Кре­ста как символа спа­се­ния че­ло­ве­че­ства. На­зва­ние ука­зы­ва­ет на тор­же­ствен­ное под­ня­тие Кре­ста вверх («воз­дви­же­ние») по­сле об­на­ру­же­ния его в зем­ле.

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий задался целью найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита над головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием об обретении Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

 

Таковы приметы и поверья, обряды и памятные даты сентября.

 

Варвара КОРЯКИНА, г. Нерюнгри

 

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

Навигация

ЧИТАТЕЛЯМ
МАТЕРИАЛЫ по ВОВ
БИБЛИОНОЧЬ-2020
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ!
ОЦИФРОВКА “ИНДУСТРИЯ СЕВЕРА”
ОФ.ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
НЕРЮНГРИНСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ОКЛ
ЗАКАЗ НОРМАТИВНОГО АКТА
ВИДЕОКУРС “ЛЕГКО С PROSHOW PRODUCER”
ФОРУМ (общение)
ЧИТАТЕЛЯМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
ПРОДЛЕНИЕ АБОНЕМЕНТА
ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ
РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕКИ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
ПРАВОВОЙ СТАТУС БИБЛИОТЕКИ
КОЛЛЕГАМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ
КЗД Нерюнгринского района 2020
КЗД РФ
КЗД САХА(ЯКУТИЯ) 2020
ПРОФСОЮЗ МБУ НГБ
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ
АФИША МЕРОПРИЯТИЙ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Национальный проект “КУЛЬТУРА”
ССЫЛКИ НА СОЦ.СЕТИ
© 2020 МБУ "Нерюнгринская городская библиотека"

УЗНАТЬ НОВОСТИ ПЕРВЫМ!



Даю согласие на обработку своих персональных данных
Соглашение на обработку персональных данных

Мы используем cookie.
Во время посещения сайта МБУ “Нерюнгринская городская библиотека” вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее