ТОБУЛГАХИ – НЕМЫЕ СВИДЕТЕЛИ ЗЛОВЕЩЕГО КУЛЬТА  

ТОБУЛГАХИ – НЕМЫЕ СВИДЕТЕЛИ ЗЛОВЕЩЕГО КУЛЬТА   

 

В не публиковавшихся долгое время записях и статьях Михаила Носова – художника, краеведа, историка, этнографа, исследователя можно найти много удивительного о предметах древнего культа. Эти записи с пометками и уточнениями ученого, этнографа и археолога Ивана Дмитриевича Новгородова были изданы совсем недавно.

Открываю прекрасное, яркое и красочное, очень содержательное издание, подобное старинному фолианту, посвященное творчеству и биографии Михаила Носова. Я всегда восхищалась его самобытным и колоритным творчеством, особенно картинами, где во всем великолепии предстают предметы быта и национальной одежды саха. Автор так мастерски передал сакральность и магию древних украшений, утвари, жилища. Он, видимо, умел зреть в таинственную символичность и условность того, что он изображает, знал загадочную предысторию и мировоззренческую насыщенность всех этих рукотворных сокровищ, в которых мастера древности вкладывали свои знания о Мироздании, о тайнах Бытия…

Михаил Михайлович очень многое знал, и это передал в своих картинах и записях. Исследователь рассказывает об обряде наказания вредного, строптивого, злобного, который безнаказанно обижал сородичей, возможно, и преступника:

«Укрощение нрава проводилось изъятием одного или двух элементов «кут»: «ийэ кут» и «буор кут», составляющих физиологические части «кута», потому и доступных поеданию шаманом, а «салгын кут», составляющий элемент психического порядка, сохраняли, чтобы человек не лишился своих теней, связанных с тремя элементами «кут», и полное уничтожение которых привело бы к неминуемой смерти укрощаемого объекта.

Действия эти проводились «черным шаманом», вхожим в мир «абааһы»-демоном, или «сиэмэх ойууном»-черным шаманом.

Акт извлечения элементов «кут»-души из наказуемого субъекта производился тайно от него посредством особых шаманских таинств. Извлеченные элементы «кут» в их невещественном виде внедряются в какое-либо человекоподобное чучело, грубо стесанное из обрубка дерева, довольно крупного размера. Затем чучело уносится в глухой лес, устанавливается между раздвоенными стволами большого дерева – «тобулгах араҥас».

Тобулгахи, различного размера, от 20-30 см. до 2 метров, в виде грубо стесанных человекоподобных чучел, часто встречались в центральных районах Якутии вплоть до 1920 г. Их можно было найти в глухих лесах, на перевалах между таежных речек или вблизи самых древних кладбищ, которые тоже находились в лесу.

В 1919 году нами было обнаружено на территории Алагарского наслега, Чурапчинского района, в м. «Дуолу», вблизи древнего кладбища с могилами известных в народе, б.князцов Боотурууского улуса «Мочоот» и «Бичээх» Кюряковых, живших во второй половине XVIII в., в лесной чаще, весьма старое человекоподобное чучело, высотой до одного метра, слегка стесанное из круглого чурбана и вставленное в расщелину трехствольного дерева. На дереве не было каких-либо следов жертвенных навесов».

 

Был еще страшный и самый жестокий карательный обряд в древности. О нем устная молва сохранилась, но письменных заметок почти нет. Зловещие человекоподобные чучела-тобулгахи без сомнения связаны с этим культом.

Нашла упоминание о нем тоже в заметках Михаила Носова: «…Самая жесткая форма карательного мероприятия – «КЭЙЭЭРИН». Знатоки якутских обычаев из людей конца XIX в. сообщали, что вплоть до последних десятилетий этого века бывали случаи, когда один из двух враждующих между собой крупных родоначальников и старейшин тайно нанимал сильного шамана за высокое вознаграждение к совершению акта уничтожения души своего врага, т.е. произвести «КЭЙЭЭРИН». В таких случаях шаман совершал свою мистерию вдали от населенного места в глухом лесу. Деревянное человекоподобное чучело, олицетворявшее человека, у которого надлежало умертвить душу, прокалывалось копьем и оставлялось под многоствольным деревом, изображавшим жертвенный «кэрэх» со стрелой «куочай». Тут же убивалось жертвенное (животное), сердце и печень которого оставлялось на жертвенном дереве для съедения «абааhы»».

 

Такие тяжкие обряды, видимо, совершались только в крайних случаях, и являются не характерными для многих родов саха, трактовались учеными как отголоски влияния монгольского шаманизма.

 

Из описанного Носовым четко видно, что страшный обряд, связанный с тобулхаком, был распространен в центральных улусах Якутии. Как говорят старожилы этих мест, немые свидетели магического зловещего культа – тобулгахи до сих пор где-то сокрыты в глухих местах. И трогать их строго-настрого запрещается, ибо древнее проклятие может проснуться… Ведь мы не знаем, что кроется в них.

Варвара КОРЯКИНА

(продолжение следует)

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

ЧИТАТЕЛЯМ
АФИША 3D-КИНОТЕАТРА
МАТЕРИАЛЫ по ВОВ
БИБЛИОНОЧЬ-2020
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ!
ОЦИФРОВКА “ИНДУСТРИЯ СЕВЕРА”
ОФ.ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
НЕРЮНГРИНСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ОКЛ
ЗАКАЗ НОРМАТИВНОГО АКТА
ЧИТАТЕЛЯМ
РЕГИСТРАЦИЯ НА ЛИТРЕС
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
ПРОДЛЕНИЕ АБОНЕМЕНТА
ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ
РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕКИ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
ПРАВОВОЙ СТАТУС БИБЛИОТЕКИ
КОЛЛЕГАМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ
КЗД Нерюнгринского района 2020
КЗД РФ
КЗД САХА(ЯКУТИЯ) 2020
ПРОФСОЮЗ МБУ НГБ
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ
ВИДЕОКУРС “ЛЕГКО С PROSHOW PRODUCER”
АФИША МЕРОПРИЯТИЙ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Национальный проект “КУЛЬТУРА”
ФОРУМ (общение)
ССЫЛКИ НА СОЦ.СЕТИ
© 2021 МБУ "Нерюнгринская городская библиотека"

УЗНАТЬ НОВОСТИ ПЕРВЫМ!



Даю согласие на обработку своих персональных данных
Соглашение на обработку персональных данных

Мы используем cookie.
Во время посещения сайта МБУ “Нерюнгринская городская библиотека” вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее