АВГУСТОВСКИЕ СПАСЫ

АВГУСТОВСКИЕ СПАСЫ

 

Обратимся к популярным в наши дни церковным праздникам, которые в народе называют Спасами.

Августовские Спасы – время молитв и просьб, обращенных к Высшим Силам.

Каждый из трех Спасов связан с важным религиозным событием.

14 августа открывает чреду Спасов Медовый Спас, прозванный в народе Первым Спасом. В этот день принято заниматься медом, откачивать его, освящать в церквях и впервые вкушать этот сладкий и полезный дар Природы.

Медовый Спас – это не просто праздник меда, но и великое событие в православном мире, связанное с происхождением честных древ Животворящего Креста Господня и началом Успенского поста. У Медового Спаса есть еще одно название – Маковей, в честь булочек с маком, которые принято употреблять в этот день, ритуал, оставшийся с древних времен.

В день Медового Спаса у Господа просят защиты от зла и неприятностей, дарят близким именные иконки, а также радуются первому праздничному дню, несмотря на множество запретов. Мед наши предки использовали не только для того, чтобы лакомиться. Им исцеляли недуги, а также с его помощью привлекали в жизнь деньги и процветание. Каждый может провести обряд с медом, чтобы изменить жизнь к лучшему.

19 августаЯблочный Спас, или Преображение Господне, – время для сбора яблок и их переработки. Большинство сортов созревают как раз к середине августа. На Яблочный Спас яблоки также относят в церковь для освящения и готовят лакомства с использованием этих ароматных фруктов.

Яблочный Спас связан с событиями, описанными в Евангелии. Иисус Христос отправился на гору Фавор, где молился с учениками, и им явились пророки Моисей и Илья. В ослепительном свете глас Божий назвал Иисуса возлюбленным сыном и завещал ученикам Христа слушать его.

В народе яблоки использовали также для того, чтобы привлечь в жизнь любовь и счастье, проводили заговоры и ритуалы.

29 августа завершает череду Спасов Ореховый Спас, прозванный также Третьим или Хлебным Спасом. Этот праздник приурочен к перенесению Нерукотворного образа Христа Спасителя.

По традиции на Третий Спас выпекают хлеб из муки нового урожая, готовят всевозможные лакомства и посещают церкви, чтобы освятить хлеба и другую выпечку. Успенский пост в это время уже окончен, поэтому на Ореховый Спас верующие могут употреблять мясную и молочную продукцию.

С 29 августа начинают сбор орехов, поспевающих в лесах. Их заготавливают, а также заговаривают, чтобы привлечь в дом благополучие и процветание.

 

На Руси наряду  с церковными праздниками вплоть до начала 20 века проводили в эти августовские дни  «Обжинки» или «Дожинки» – обряд завершения жатвы хлебов, который отмечается, как правило: восточными славянами — 15 (28) августа.

Праздник включал в себя ритуалы, связанные с «дожиночным снопом», ритуал «завивания бороды», обливания жниц и праздничную трапезу.

На исходе лета в хозяйстве, где осталось ещё не убранное поле, его дожинают толокой, то есть с добровольными помощниками. Заранее оповещалось, что у такого-то будет «выжанка». Женщины охотно шли на «выжанку», имея в виду возможность несколько повеселиться в разгар полевых работ, обеспечить себе подобную же помощь. Работали с песнями и шутками, один другого подбодряя. Успех работы при этом бывал настолько велик, что иные оставляли к «выжанке» добрую половину всей своей жатвы.

 

Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить «дух поля», который переселяется в него. По старинному обычаю на сжатом поле оставляли небольшую часть не срезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду». Обряд «завивания бороды» основан на представлении о духе поля, скрывающемся в последнем несжатом снопе.

Последний сноп — «именинник», он пользовался особым почётом: его наряжали в сарафан или обвивали ситцевыми платками. После из колосьев сплетали венок для самой пригожей девушки из толоки и с песнями несли на «пир честной», называемый «складчинами» «братчинами», «пировать Успенщину».

Если по пути домой встречался мужчина или хлопец, девушка снимала венок и надевала ему. Остальные прыгали вокруг и пели, требуя выкупа. Придя к хозяевам поля, девушка надевала венок хозяину на голову. Все входили в хату, где уже ждал ужин: блины с салом, яичница, мёд и густая каша – чтобы посевы были густые.

 

28 августа отмечается еще один церковный праздник «Успение Пресвятой Богородицы». Слово «успение» переводится со старославянского как «мирная кончина» или «сон».

Событие «успения» символизирует воссоединение матери Христа с Богом, ее переход от земной конечной жизни к вечному небесному существованию.

При этом ни одно из четырех Евангелий не содержит описания Успения Богоматери. В них вообще ничего не сказано о том, что было с Марией после Вознесения Иисуса. Некоторые сведения о ее земной жизни и смерти содержатся только в апокрифах – неканонических религиозных текстах, не входящих в состав Ветхого и Нового завета. Согласно им, Марии во время молитвы явился архангел Гавриил и сообщил ей, что скоро она предстанет перед Богом. Через три дня Богоматерь скончалась, простившись с близкими и апостолами, которые специально собрались с разных концов света в Иерусалиме, чтобы проводить ее.

 

Этот церковный праздник, видимо, тоже когда-то имел древние корни, основанные на земледельческих обрядах. В конце августа урожай собран и Мать-Земля (Богоматерь) отдыхает, отправляется в сон (Успение).

 

Варвара КОРЯКИНА, г. Нерюнгри

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

Навигация

Следующая статья:

ЧИТАТЕЛЯМ
МАТЕРИАЛЫ по ВОВ
БИБЛИОНОЧЬ-2020
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ!
ОЦИФРОВКА “ИНДУСТРИЯ СЕВЕРА”
ОФ.ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
НЕРЮНГРИНСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ОКЛ
ЗАКАЗ НОРМАТИВНОГО АКТА
ВИДЕОКУРС “ЛЕГКО С PROSHOW PRODUCER”
ФОРУМ (общение)
ЧИТАТЕЛЯМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
ПРОДЛЕНИЕ АБОНЕМЕНТА
ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ
РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕКИ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
ПРАВОВОЙ СТАТУС БИБЛИОТЕКИ
КОЛЛЕГАМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ
КЗД Нерюнгринского района 2020
КЗД РФ
КЗД САХА(ЯКУТИЯ) 2020
ПРОФСОЮЗ МБУ НГБ
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ
АФИША МЕРОПРИЯТИЙ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Национальный проект “КУЛЬТУРА”
ССЫЛКИ НА СОЦ.СЕТИ
© 2020 МБУ "Нерюнгринская городская библиотека"

УЗНАТЬ НОВОСТИ ПЕРВЫМ!



Даю согласие на обработку своих персональных данных
Соглашение на обработку персональных данных

Мы используем cookie.
Во время посещения сайта МБУ “Нерюнгринская городская библиотека” вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее