Обратимся к популярным в наши дни церковным праздникам, которые в народе называют Спасами.
Августовские Спасы — время молитв и просьб, обращенных к Высшим Силам.
Каждый из трех Спасов связан с важным религиозным событием.
14 августа открывает чреду Спасов Медовый Спас, прозванный в народе Первым Спасом. В этот день принято заниматься медом, откачивать его, освящать в церквях и впервые вкушать этот сладкий и полезный дар Природы.
Медовый Спас – это не просто праздник меда, но и великое событие в православном мире, связанное с происхождением честных древ Животворящего Креста Господня и началом Успенского поста. У Медового Спаса есть еще одно название — Маковей, в честь булочек с маком, которые принято употреблять в этот день, ритуал, оставшийся с древних времен.
В день Медового Спаса у Господа просят защиты от зла и неприятностей, дарят близким именные иконки, а также радуются первому праздничному дню, несмотря на множество запретов. Мед наши предки использовали не только для того, чтобы лакомиться. Им исцеляли недуги, а также с его помощью привлекали в жизнь деньги и процветание. Каждый может провести обряд с медом, чтобы изменить жизнь к лучшему.
19 августа — Яблочный Спас, или Преображение Господне, — время для сбора яблок и их переработки. Большинство сортов созревают как раз к середине августа. На Яблочный Спас яблоки также относят в церковь для освящения и готовят лакомства с использованием этих ароматных фруктов.
Яблочный Спас связан с событиями, описанными в Евангелии. Иисус Христос отправился на гору Фавор, где молился с учениками, и им явились пророки Моисей и Илья. В ослепительном свете глас Божий назвал Иисуса возлюбленным сыном и завещал ученикам Христа слушать его.
В народе яблоки использовали также для того, чтобы привлечь в жизнь любовь и счастье, проводили заговоры и ритуалы.
29 августа завершает череду Спасов Ореховый Спас, прозванный также Третьим или Хлебным Спасом. Этот праздник приурочен к перенесению Нерукотворного образа Христа Спасителя.
По традиции на Третий Спас выпекают хлеб из муки нового урожая, готовят всевозможные лакомства и посещают церкви, чтобы освятить хлеба и другую выпечку. Успенский пост в это время уже окончен, поэтому на Ореховый Спас верующие могут употреблять мясную и молочную продукцию.
С 29 августа начинают сбор орехов, поспевающих в лесах. Их заготавливают, а также заговаривают, чтобы привлечь в дом благополучие и процветание.
На Руси наряду с церковными праздниками вплоть до начала 20 века проводили в эти августовские дни «Обжинки» или «Дожинки» — обряд завершения жатвы хлебов, который отмечается, как правило: восточными славянами — 15 (28) августа.
Праздник включал в себя ритуалы, связанные с «дожиночным снопом», ритуал «завивания бороды», обливания жниц и праздничную трапезу.
На исходе лета в хозяйстве, где осталось ещё не убранное поле, его дожинают толокой, то есть с добровольными помощниками. Заранее оповещалось, что у такого-то будет «выжанка». Женщины охотно шли на «выжанку», имея в виду возможность несколько повеселиться в разгар полевых работ, обеспечить себе подобную же помощь. Работали с песнями и шутками, один другого подбодряя. Успех работы при этом бывал настолько велик, что иные оставляли к «выжанке» добрую половину всей своей жатвы.
Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить «дух поля», который переселяется в него. По старинному обычаю на сжатом поле оставляли небольшую часть не срезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду». Обряд «завивания бороды» основан на представлении о духе поля, скрывающемся в последнем несжатом снопе.
Последний сноп — «именинник», он пользовался особым почётом: его наряжали в сарафан или обвивали ситцевыми платками. После из колосьев сплетали венок для самой пригожей девушки из толоки и с песнями несли на «пир честной», называемый «складчинами» «братчинами», «пировать Успенщину».
Если по пути домой встречался мужчина или хлопец, девушка снимала венок и надевала ему. Остальные прыгали вокруг и пели, требуя выкупа. Придя к хозяевам поля, девушка надевала венок хозяину на голову. Все входили в хату, где уже ждал ужин: блины с салом, яичница, мёд и густая каша — чтобы посевы были густые.
28 августа отмечается еще один церковный праздник «Успение Пресвятой Богородицы». Слово «успение» переводится со старославянского как «мирная кончина» или «сон».
Событие «успения» символизирует воссоединение матери Христа с Богом, ее переход от земной конечной жизни к вечному небесному существованию.
При этом ни одно из четырех Евангелий не содержит описания Успения Богоматери. В них вообще ничего не сказано о том, что было с Марией после Вознесения Иисуса. Некоторые сведения о ее земной жизни и смерти содержатся только в апокрифах — неканонических религиозных текстах, не входящих в состав Ветхого и Нового завета. Согласно им, Марии во время молитвы явился архангел Гавриил и сообщил ей, что скоро она предстанет перед Богом. Через три дня Богоматерь скончалась, простившись с близкими и апостолами, которые специально собрались с разных концов света в Иерусалиме, чтобы проводить ее.
Этот церковный праздник, видимо, тоже когда-то имел древние корни, основанные на земледельческих обрядах. В конце августа урожай собран и Мать-Земля (Богоматерь) отдыхает, отправляется в сон (Успение).
Варвара КОРЯКИНА, г. Нерюнгри
464 просмотров, 1 просмотров сегодня
ведущий библиотекарь ОКЛ МБУ НГБ
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.