8 (41147) 4-05-30

mby-ngb@mail.ru metod76@mail.ru

РФ, Саха (Якутия),

г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29

09:00 - 19.00

рабочие дни: ПН-ПТ, ВС, выходной: СБ

ОСУОХАЙ — ДРЕВНИЙ ТАНЕЦ ПОКЛОНЕНИЯ СОЛНЦУ

 Новости          Обсудить

В мир пришло долгожданное лето, все цветет и благоухает. В такое благодатное время года народ саха проводит древний культовый праздник Ысыах. Первым в нашей республике этот долгожданный летний праздник проводится в Нерюнгринском районе 12 июня. На предстоящем Ысыахе планируется проведение силами общественной организации «Саха Аймах» флеш-моб игры на хомусе под руководством известного хомусиста Георгия Слепцова – Чаҕылхан, также будет массовый Осуохай Дружбы, где запевалой приглашен Дархан этээччи Дмитрий Иванов – Чоргулла.

Ысыах является религиозно-обрядовым праздником поклонения Солнцу, солнечным Белым Божествам, он связан с культом возрождения природы и духовного обновления человека.
Ысыах — это ритуал общения с небесными и земными силами, обмена энергетической силой с окружающим миром. Название праздника восходит от глагола «ыс» — окроплять и связан главным ритуалом древнего праздника. В глубокой древности ритуал открытия Ыһыаха совершал Айыы Ойуун (Белый Шаман) – Верховный жрец религии Аар Айыы (Белых Божеств). Его сопровождали 8 невинных девушек и 9 непорочных юношей – это Ритуал окропления кумысом с молениями Верховному Богу Юрюнг Аар Тойону, Божествам Айыы и Духам местности.
Некое мистическое значение в обряде проведения Великого Священного Праздника имел круговой танец Осуохай. Этот танец отражает культ Солнца и Неба. Танцуя этот ритуальный хоровод и повторяя слова за запевалой, ритмично двигаясь по направлению Солнца, люди как бы возносились к небесам: очищалась душа, все невзгоды оставались позади, а впереди ждали удача и успех.
Круговой танец Осуохай уходит своими корнями в глубокую древность и восходит к религиозным верованиям древних саха.
По утверждению профессора Н.Е. Петрова, осуохай возник как магический ритуальный круговой хоровод солнцепоклонников: «Вероятно, с возникновением религии, связывающей земную жизнь с космической, он стал обрядовым и массовым хороводом грандиозных тенгрианских (от тенгри – тангара) религиозных праздников типа якутского ысыаха у народов Азии».
В словах древнего танца заключались моления — Алгысы, обращенные к Божествам-покровителям рогатого и конного скота, Божеству Джесегей, Иэйиэхсит, к духам-хозяевам природы — иччи, а также воспевание красоты окружающего мира, разных времен года.
Круг осуохая может включать более ста, на больших ысыахах – до тысячи танцующих. Это называется тюсюлгэ. Размером тюсюлгэ, его широтой определяется талант запевалы осуохая.
Танцующие, взяв друг друга под руки, с левой ноги начинают размеренные шаги по движению солнца.
В осуохае есть такие понятия, как хаамыы үҥкүү — танец-шагом, и в кульминационной части танца как көтүү үҥкүү – танец-полет, танец-воспарение.
Осуохай в ритме «дьээ-буо» начинается с размеренного шага, затем идут движения в ритме мотива дэгэрэн, движения, шаг постепенно переходят в көтүү – полет.
М.Я. Жорницкая, исследовавшая якутские народные танцы, с хореографической точки зрения, выделила пять разновидностей ныне существующих танцев по виду основного движения: якутский, вилюйский, амгинский, усть-алданский (наихинский), олекминский. Все они состоят из трех частей: зачина, основной части (танца шагом) и танца прыжком. Она считает, что первоначальной основой пяти вариантов якутского кругового танца был хаамыы үҥкүү (шаг-приставка). Инвариант и варианты этого танца сопровождались песней в стиле дэгэрэн.
Наряду с хаамыы үҥкүү бытовал былыргы үҥкүү (старинный танец – шаг с поклоном). Поклон делали через шаг. Кланяясь, благодарили духов. В круговом танце пели Алгыс в манере дьиэрэтии – в виде протяжного переливистого пения.
Для кругового танца осуохая главной фигурой является запевала, без которого нет хоровода. Знаменитые запевалы прошлого были особо одаренными людьми, владеющими магией слова и продолжателями дела белых шаманов, служивших для связи жизни земной с космической. Они пользовались большой популярностью и любовью народа.
Запевала – это поэт-импровизатор, неутомимый танцор, тойуксут и певец, наделенный сильным якутским народным голосом.
Талант запевалы осуохая определяется на основе нескольких критериев: во-первых, красотой и силой голоса, возможностями его кылысаха, во-вторых, богатством используемых изобразительных средств языка, силой воздействия на слушателей, в-третьих, соразмерностью движений и пения, пластичностью танца.
Таким образом, действительно, осуохай обладает синкретичностью, объединяя в себе три вида искусства: музыку, танец и поэзию.
В тюсюлгэ танцующие должны точно повторять слова и мотив запевалы. В центральных районах вслед за запевалой повторяют все.
В вилюйских районах пение запевалы вначале подхватывают те, кто в тюсюлгэ находится рядом с ним. Это, возможно, объясняется тем, что в вилюйских тюсюлгэ из-за большого размера и ширины круга танцующих осуохай запевалу могло быть плохо слышно.

Очень интересное видение Осуохая у Светланы Мухоплевой – одного из зачинателей, руководителей и членов республиканской ассоциации «Олонхо», старшего научного сотрудника сектора якутского Института
гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, кандидата филологических наук, доцента:
«Осуохай — это круговой танец, возникший как танец, сопровождающий заклинательные и ритуальные песни. И как свидетельствует их содержание, осуохай представлял собой коллективное ритуальное действо, связанное с молениями божествам Айыы. Предположительно, такие круговые танцы совершались только родами, берущими начало от первопредка саха — Элляя. И назывались они просто YНКYY (танец) – «ХАМЫЫ YНКYY» (танец шагом), «КЫМЫС YНКYYТЭ» (кумысный танец) (корень слова «YНКYY» — YН в переводе с якутского означает моление).
Сам термин «осуохай» стал популярным лишь после революции, освободившись от обрядово-ритуальной практики и сакрального смысла.
Сегодня такое сакральное значение осуохаю придается только истинными последователями учения Айыы. В большинстве своем мы сейчас танцуем светский осуохай.
Необходимо различать несколько временных типов осуохая.
До прихода русских, когда круговой танец имел ритуальное значение с поклонением Верхним Божествам, и заклинательное. Эти два типа в древности исполнялись лишь во время Ысыаха.
В другое время запевать традиционный осуохай запрещалось. Так как считалось, что круговой танец имеет прямое влияние на природу, «вертит» ее. Кроме того, осуохай танцевали и одновременно с камланием шамана вне жилища, где проходило действо, чтобы помочь последнему достичь цели.
В танце само вождение хоровода по кругу являлось ритуальным действом. Хождение по кругу выполняло функцию очищения этого пространства от скверны, а также способствовало созданию нового чистого места. Магическое значение имело и само движение по замкнутому кругу, как считают исследователи, это связано с почитанием Солнца нашими предками.
Начиная с 19 века, заклинательные и ритуальные песни кругового танца, связанные с божествами Айыы, начинают забываться. Это связано с изменением традиционного праздника Ысыах. С внедрением христианства Ысыахи проводились больше с целью прославления родов. В это время активное развитие получают светские песни – югэ (басня, иносказание). Тем самым осуохаю уже придают больше коммуникативное значение. Его запевают на встречу лета, на праздниках, как выражение радости».
Так Светлана Дмитриевна объяснила истинную суть этого древнего танца. Дальше исследователь пишет:

«Мы побывали в центральных, заречных, вилюйских группах улусов. Побеседовав со многими запевалами осуохая, хранителями местных фольклорных традиций, пришли к выводу, что, к сожалению, народная память не зафиксировала в полном объеме осуохай дореволюционного типа. Сейчас круговой танец носит ту форму, которая сформировалась в советский период, или постепенно трансформируется, принимает постсоветскую форму. Под угрозой исчезновения оказались локальные варианты осуохая.
Сейчас большое распространение имеет вилюйский вариант, который влияет на остальные локальные. Причиной тому, по нашему мнению, является большой вклад в развитии вилюйского типа песен кругового танца известного народного певца и сказителя, основоположника якутской танцевальной культуры Сергея Зверева – Кыыл Уола. Он сам родом из Тюбяйского наслега Сунтарского улуса Вилюйского округа. Благодаря его активной популяризации осуохая и распространился вилюйский вариант, который сейчас имеет общенациональный характер. И его можно уже назвать классическим».

Ысыах, как культ единения человека с Природой, торжества и радости жизни и Осуохай, воспевающий красоту Мироздания, хоть и с изменениями дошли до наших дней, возрождаются и приобретают свои сакральные черты…
Прошли века, но все так же шелестят молодой свеже-липкой листвой белоствольные березы, заливается над полями голосистый жаворонок, по вечерам стелется сладко-терпкий дым от дымокуров. И в это божественное время — в день летнего солнцестояния с 21 по 23 июня проводили Ысыах испокон веков.
Первые лучи восходящего Солнца в самый долгий световой день даруют живительную энергию, которой люди заряжаются на весь год, слова молитвы, произнесенные в час рассвета, доходили до небес, находя отклик у могущественных и добрых Божеств.
И начинается Новый круговорот жизни, обновляется энергия Мироздания, человека…
И зерно Добра и Света, заложенное в этот сакральный День, дает свои плоды на всю долгую жизнь…

Варвара КОРЯКИНА, г. Нерюнгри

 706 просмотров,  1 просмотров сегодня

 

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.