«…Опора будущих веков, двуногий брат мой!
О ком печешься, путь свершая безвозвратный?
Что суждено тебе на нем, помимо смерти?
Что уготовано тебе?.. Огонь и вертел!
Захвачен, скручен будешь завистью ползучей…
Зажарен, сожран будешь злобою грызучей…», — пророчески писал сам Платон Алексеевич в философской песне-олонхо «Красный шаман».
Красный Шаман» — не политический памфлет, как считали ранее многие литературоведы. Эта драма затрагивает извечные темы, в ней таятся размышления о месте человека в Срединном мире, мысли о созидающей и разрушающей безднах, сокрытых в самой человеческой сути, думы о борьбе и единстве двух начал, светлого и темного, во всем Мироздании и в человеке, мистические видения об ипостасях души человека.
Поэт с болью описывает душевную драму Красного шамана, его отрешение от прежней истины, поиски чего-то главного и важного, которые человек постигает только на краю бездны, возвращаясь к своей истинной сути морально и душевно опустошенным, и выбор его кажется уже не таким правильным и разумным…
Ойунский… Великая и трагическая фигура ХХ века. Поэт и революционер. Писатель и публицист. Романтик и прагматик. Идеалист и материалист. Созидатель и государственник. Борец за самоопределение и за единство. Становление государственности и рождение ЯАССР непосредственно связано с именем Платона Ойунского. В этом году исполняется 125 лет со дня рождения этого поистине незаурядного человека, чья жизнь трагически оборвалась в самом расцвете творческих сил.
Он отдавал много сил и энергии развитию письменности и печати на родном языке, книгоиздательского дела, народного образования, науки и культуры в республике.
На I Всеякутской конференции советских писателей в 1934 году был избран председателем правления Якутского отделения Союза Писателей СССР.
В 1935 году в Институте Национальностей при ЦИК СССР защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата лингвистических наук. В новой малообразованной республике основал по своей инициативе первый Научно-исследовательский институт Языка и Культуры, был его первым директором.
Платон Ойунский был арестован 3 февраля 1938 года в городе Иркутске. Скончался в тюрьме 31 октября 1939 года в Якутске.
Полностью реабилитирован 15 октября 1955 года.
И имя, и жизнь, и смерть Ойунского окутаны тайной. Как все передовые люди народа саха по своей глубинной сути Платон Алексеевич был особенным, избранным Небесами. В конце ноября 1920 года он переменил свою фамилию Слепцов на Ойунский, что переводится из рода ойуунов-шаманов. И это было неспроста, но удивляет и другое. В те первые дни становления Советской власти, когда шаманизм и ойууны считались пережитком «темного прошлого», это был очень смелый шаг. Как вспоминают современники, Ойунский был прекрасным олонхосутом, а этот дар просто так не дается человеку, по древним верованиям саха, олонхосуты и писатели высшего уровня достигают духовного роста до седьмого небесного яруса Верхнего Мира, им покровительствует таинственный и магический Великий Ворон Господин-Божество Улуу Суорун Тойон.
И еще один интересный штрих к пониманию творчества и самой глубинной сути Ойунского. Сохранились воспоминания Реаса Кулаковского, сына Алексея Кулаковского-Ексекюлях Елексея, в которых он излагает очень важный, на мой взгляд, случай. Когда Реас учился в младших классах, в село Черкех приехал Платон Алексеевич. Реас, услышав весть об этом, решил взглянуть на него. Днем к нему ходило много народу, и юноша выбрал вечернее время, чтобы никого рядом не было. Когда он обходил дом, в котором остановился Платон Алексеевич, ему послышалось камлание шамана — а шаманить мог только сам Ойунский. Это заставило Реаса отказаться от своего замысла, он решил не испытывать судьбу, убежал играть с мальчишками. По прошествии нескольких лет он услышал, как бабушки Маайа и Сюекюлэ обсуждали: «В свой приезд к нам Ойунский писал «Красного Шамана». И во время разговора или чаепития он вдруг начинал напевать, камлать по-шамански». Кем же был Ойунский, трудно сказать… Что с ним происходило в момент работы над этим поистине мистическим и пророческим произведением? Пробовал ли он входить в образ шамана, созданного им же самим? Или это были более глубокие позывы, идущие из глубин его подсознания…
Еще одна нераскрытая тайна — тайна гибели Ойунского. Где он захоронен – это загадка, которая не разгадана по сей день.
Я, как краевед, интересующийся знаковыми событиями и фактами из истории Якутии, читала много разного рода информации об Ойунском. Материалы о поисках могилы известного сына народа саха, талантливого писателя и выдающегося политика меня очень заинтересовали.
Была создана специальная комиссия по поиску места захоронения Платона Ойунского. В 1990 и 1993 годах комиссия обращалась через средства массовой информации ко всем, что-либо знающим о месте захоронения, с просьбой сообщить об этом. Большая кропотливая работа была проведена в архивах Управления ФСБ по Республике Саха (Якутия), прокуратуры республики, в Национальном архиве и его филиале. В результате всего было получено немало данных. В ходе поисков места захоронения Ойунского было выдвинуто три версии места предполагаемой могилы: еврейское кладбище, татарское и общегородское. Но неясностей много.
В 1963 году, в связи с 70-летием со дня рождения П.А. Ойунского, правление Союза писателей Якутии обратилось за помощью к прокурору М.М. Федорову для установления обстоятельств причины смерти и местонахождения могилы П.А.Ойунского, а также, если возможно, обнаружения рукописей поэта, написанных им в тюрьме. В связи с этим прокуратурой республики были опрошены свидетели, бывшие работники Якутской тюрьмы НКВД и тюремной больницы.
Из объяснения бывшего начальника внутренней тюрьмы КГБ Е.Д.Туркина от 23 августа 1963 года прокурору республики: «По инструкциям, заключенные, умершие в общей тюрьме, хоронились на общем городском кладбище. Справка о том, где захоронен заключенный, должна быть в тюремном деле, хранящемся в первом спецотделе МООП или в архиве тюрьмы №1».
Со слов доверенного врача ЯОСПС М.М.Бекренева от 20 сентября 1963 года: «Да, я помню Ойунского П.А., когда он находился в заключении и проходил курс лечения при санчасти тюрьмы №1 примерно в конце 1937 или начале 1938 годов. Ойунский П.А. был болен туберкулезом легких, от чего и последовала смерть в больнице.
После смерти врачом Карычевой было произведено вскрытие трупа, в результате чего диагноз подтвердился, о чем был составлен акт. Дату захоронения и где Ойунский был захоронен, я не знаю».
Из показаний бывшего начальника АХО Якутской тюрьмы №1 Михаила Федоровича (фамилия неразборчива) от 23 сентября 1963 года: «По поводу захоронения Ойунского П.А., умершего в Якутской тюрьме в 1939 году, поясняю следующее: в эти годы я работал начальником АХО Якутской тюрьмы №1. Организация похорон заключенных, умерших в тюрьме, входила в мои функции. Заключенного Ойунского я лично не знал, когда он умер, я не знаю. В 1939 году похороны заключенных производились на новом кладбище, которое действует сейчас и расположено рядом с городским парком. Похороны производились надзирателями в присутствии санитара санчасти тюрьмы, кто производил похороны, я не помню, но об этом составлялся акт, который подшивался в личном деле. Похороны (производились) оформлялись через загс, где выдавалось свидетельство о смерти. Загсом или горкомхозом выдавался металлический номер могилы, этот номер прибивался на столбе, установленном на могиле».
Из показаний свидетельницы Филоновой Н.В. от 2 октября 1963 года, г. Казань: «С 7 мая 1939 года и по 1950 год я работала в Якутской АССР, в том числе с 7 мая 1939 года по июль 1942 года я работала в Якутской тюрьме фельдшером. Через несколько месяцев с начала моей работы мне пришлось вскрывать труп Ойунского…», но Филонова также не знала о месте захоронения поэта.
Из показаний этих опрошенных предполагаемая могила Платона Алексеевича находится в общегородском кладбище, в специально отведенном для заключенных месте. Эта первая версия.
Из всех писем, поступивших в адрес правительственной комиссии, заслуживает внимания для дальнейшей работы по установлению места захоронения П.А.Ойунского сообщение дочери известного хирурга республики, патологоанатома Чирикова Н.В., Алексеевой С.Н., учительницы школы №3 г. Нюрбы. Светлана Николаевна пишет:
«Мой отец, Чириков Николай Васильевич, по воле судьбы воспитывался вместе с Платоном Слепцовым-Ойунским Варварой Васильевной — богатой якутской женщиной, которая имела дом по ул.Орджоникидзе, 36. Она собрала детей — подростков, сирот, бедняков и, давая им кров, поила, кормила и одевала их. Благодаря этой якутской доброй женщине-меценатке молодые способные люди, имея средства к существованию, получили возможность стать высокообразованными, т.е. получить образование, выйти в свет и быть активными деятелями не только в своей республике. Это П.Ойунский, врач Гурьев, Чириков, Андреев, Валерий Чиряев, Борисов и многие другие…
Я расскажу то, что закрепилось в моей памяти со слов отца о последних днях П.Ойунского в г. Якутске (в подвалах НКВД).
Отец имел доступ как врач к больным в тюрьме, там он выслушал последнюю просьбу-завещание Платона Ойунского. Вот что просил дословно поэт-революционер моего отца: «Коля, я все равно попаду к тебе (имеется в виду, что отец работал патологоанатомом в морге), прошу, похорони меня как человека (не как собаку), я ничего плохого не сделал своему народу, никогда не был ни предателем, ни врагом. Все это выдумано, неправда.
Меня мучили, пытали и русские, и якуты, похорони меня где-нибудь, не среди них (т.е. в другом месте, на чистом месте)».
Рано утром (1 ноября 1939 года) придя в морг, и, как обычно, делая осмотр трупов, приоткрыв простыню, он чуть не вскрикнул: на столе лежал его дядя (таайым) Платон. («Варвара-ворожейка» воспитывала в своих питомцах в приюте чувство родственности среди людей разных национальностей).
Тело Ойунского было все черное, в кровоподтеках, синяках, зубы выбиты. Нельзя было без содрогания смотреть на исхудалый вид мученика. Был он, по словам отца, «кости да кожа», были видны ребра.
Установка тюремного начальства была такова, что врач-патологоанатом должен был медэкспертизой установить причину смерти общий туберкулез.
Отец исполнил последнее желание Платона Ойунского. Он не стал препарировать труп. Тело его было предано земле, и последний обряд совершали мой отец и его помощник, санитар морга татарин Сабиров, который и похоронил Ойунского, предположительно, на территории татарского кладбища, которое было недалеко от областной больницы, или даже на ее территории. Пишу «предположительно», потому что отец не показывал никому это место по известным причинам». Такова вторая версия о месте предполагаемой могилы писателя.
Возможно, более точное место захоронения П.А.Ойунского указал в своих воспоминаниях, со слов конюха тюрьмы НКВД, писатель Н.М.Заболоцкий. Фамилию этого работника, еврея по национальности, писатель, к сожалению, не упоминает. Тот сообщил последнему, что скрытно от всех, лично, собственными своими руками, похоронил П.А.Ойунского за старым забором ныне существующего еврейского кладбища.
Среди старожилов Якутска бытуют какие-то смутные сведения, что Ойунский был захоронен за территорией кладбища впритык к забору. Многие считают, что достоверно известно, что на кладбище его привез Яков Коган, работавший в те годы ломовым извозчиком. Вот и третья, возможно, самая достоверная из всех выдвигаемых версий.
Есть еще одна версия о месте захоронения П.А.Ойунского. Как пишет жительница Олекминска М.С.Айдарова, П.А.Ойунский был похоронен на кладбище около Никольской церкви, что находится ныне в конце улицы Октябрьской города Якутска. Но это кладбище, как выяснилось, было закрыто в 1939 году.
Но существует еще одна более ранняя версия, что Платон Алексеевич умер в пересыльной тюрьме в Иркутске и там же захоронен.
Поиски места захоронения Ойунского продолжаются. Привлекали даже экстрасенсов, велись отдельные поиски и по городским улицам: Дзержинского, Петра Алексеева, Лермонтова… Но пока результатов нет.
В августе 2015 года произошел еще один загадочный случай, связанный с именем поэта. В тайге был найден автомобиль, легендарный ГАЗ-АА, на котором, предположительно, в свое время передвигался Платон Ойунский. Как сообщил член автоклуба «История автотранспорта Якутии» Анатолий Сивцев, автомобиль сейчас находится в лесу, в 100 метрах от заброшенного тракта «Алдан – Якутск».
Анатолий Сивцев прокомментировал эту странную находку: «Это автомобиль ГАЗ-АА 1933 года. Очень интересна его роль в истории Якутии. В те времена здесь было всего два таких автомобиля. Есть фотография, на которой Платон Ойунский читает текст, стоя на такой машине. Автомобиль принадлежал не ему, а, скорее всего, Наркомпросу, но он на нем ездил. Тогда основным транспортом были гужевые повозки, а автомобиль был редкостью и роскошью. В село Исит Хангаласского улуса выдвинулась группа членов нашего автоклуба, чтобы изучить останки автомобиля и возможность его вывоза в Якутск». Как оказался в тайге автомобиль, связанный с Ойунским, тоже загадка.
Что же происходило в те неоднозначные времена, когда лучшие сыны якутского народа поплатились своими жизнями за передовые, опередившие свое время, идеи и мысли? Тайна этих лет еще долго будет загадкой для многих поколений.
«У-у-у!..Горестный час!
У-у-у!.. Вечер угрюмый!
Ушел он…
Угас…
Умолк…
Умер…
Побратим мой незабвенный,
Пороз-бык благославленный,
Мудрый волхв, шаман-любимец,
Мой питомец, мой кормилец!..» — стенаниями Духа Огня Хатан Тэмерия закончил свою песню-олонхо «Красный шаман» Ойунский…
Ушел и сам Ойунский… Угас… Умолк… Но камлает все же где-то на Небесах, на Священном Дабыне, Красный Шаман, огнем слов поражая потомков…
Варвара КОРЯКИНА,
член Союза писателей Республики Саха (Якутия)
674 просмотров, 3 просмотров сегодня
ведущий библиотекарь ОКЛ МБУ НГБ
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.