В письменных источниках сохранилось странное старинное предание, рассказанное Софией Татариновой из II Ольтекского наслега Усть-Алданского района Якутии, записанное известным этнографом и археологом Дмитрием Дьячковским — Сэһэн Боло в 1936 году. Судя по ее рассказу, она была из знатного шаманского рода.
Вот эта легенда.
«Когда еще предки саха не дошли до реки Лены, на этой земле жило чужекровное племя харасагыл. Рассказывают, будто люди этого племени совсем не разводили скот, а добывали себе пропитание тем, что охотились и рыбачили. Племя было малочисленное и особенно не увеличивалось, не размножалось.
Ко времени прибытия предков саха – Омогой Баайа и Эллэй Боотура – харасагыл были здесь коренными жителями. Они не имели сил стойко сопротивляться и противостоять пришлым саха.
С течением времен они смешались с родами саха, и потомки их, совсем их мало осталось, до недавнего времени вели кочевую жизнь, занимались охотой. Тогдашние саха потомков харасагыл называли «ставшие ветром», «развеянные ветром». Потомки этого племени обитали в Борогонском и Мегинском улусах. Саха их не любили, но боялись трогать, обычно отмахивались и говорили: «Это – коренные жители, ой, они потомки харасагыл, «ставших ветром».
У «ставших ветром» были очень сильные колдуны, шаманы и шаманки, способные на разные волшебства и проделки. Шаманы и шаманки саха не противодействовали им, считая их местным коренным народом-племенем», говорили о них: «Они важного происхождения – потомки старинных харасагыл».
Во времена кыргыс – межродовых войн в I Ольтекском наслеге у озера Балыктаах Эбэ жила одна особенная старуха – шаманка из племени «ставших ветром» с девятью сыновьями. Зимой старуха с детьми кормилась тем, что силой своего волшебства похищала на расстоянии у проезжающих путников вьюки с едой и провизией. Но путники боялись ее и никогда не останавливались, не заходили к ней взыскивать похищенное. С почтением и уважением говорили: «Она важного происхождения – потомок старинных харасагыл».
А летом старуха ловила сетями рыбу на озере Балыктаах Эбэ.
И однажды она уронила в озеро свой игольник. И на том месте, где упал игольник, вода на озере не замерзает до сих пор.
Однажды пришли воины из Таатты с дурным намерением уничтожить старуху-шаманку и ее сыновей. Зашли в балаган старухи, а там ни души, пусто. Тогда жестокие воины подумали: «Давно ходят слухи, что харасагыл обладают магией превращаться в предметы и вещи, в деревья и травы», и разрубили пальмами все в доме начисто и сожгли все дотла. И воскликнули они на пепелище: «Победили-изрубили, уничтожили-сожгли и развеяли пепел на ветру! Не осталось ни потомков, ни памяти от рода старухи-шаманки из племени харасагыл!» Говорят, младшему из сыновей чудом удалось выжить из этого ада. Он бежал на восток в страну Лаамы (Охотск). Так воины саха начали преследовать и истреблять племя «ставших ветром».
Спустя годы бежавший в Лаамы сын старухи-шаманки вернулся в родные края, обосновался и народил детей. От него произошло потомство, где были шаманы-колдуны с «черной силой».
Одного из потомков этой именитой шаманки, престарелого старика Леонтия Бехсюлюйэ, видела я примерно лет пятьдесят тому назад. Тогда все говорили о нем: «Этот старик – родовитый потомок харасагыл из старинного рода «ставших ветром». Он — страшный шаман-губитель с худыми тяжкими словами, с огненными глазами. Как только начнет камлать, так и виднеются огни глаз его, губящие все живое, на что и на кого, он положит свой взгляд, злобно ли, завистливо ли». Люди очень боялись старого Бехсюлюйэ.
Но не испугался его черных чар лишь мой дядя — старший брат отца шаман Хагыстай, выплеснул в старого шамана-губителя «воду смерти и болезни», добытую в Нижнем мире из Реки мертвых. Зачах и ослаб с тех пор старый Бехсюлюйэ и вскоре умер. Бехсюлюйэ был один как перст земной, последним из рода харасагыл. После его смерти от потомков «ставших ветром» в наших краях никого не осталось.
Подробные рассказы о хара сагыл «ставших ветром» и потомках их мне доводилось слышать от родного дедушки Говорова-Богомольца.
Я тогда была девочкой тринадцати-четырнадцати лет».
Вот такое удивительное предание записал известный этнограф и фольклорист. Подобного рода легенд много было зафиксировано Сэһэн Боло, где коренными жителями Якутии указаны множество загадочных исчезнувших или ассимилировавших с пришлыми саха племен. Эти легенды и предания былых времен до сих пор вызывают интерес исследователей, и по сей день вокруг них ведутся споры среди специалистов.
Дмитрий Иванович Дьячковский — Сэһэн Боло — оставил для нас — потомков — много интересного и бесценного фольклорного материала.
Варвара КОРЯКИНА,
г. Нерюнгри.
380 просмотров, 1 просмотров сегодня
ведущий библиотекарь ОКЛ МБУ НГБ
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.