8 (41147) 4-05-30

mby-ngb@mail.ru metod76@mail.ru

РФ, Саха (Якутия),

г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29

09:00 - 19.00

рабочие дни: ПН-ПТ, ВС, выходной: СБ

Скрябин Пётр Туруханович — художественный руководитель Театра Актера и Куклы

 краеведческий альманах          Обсудить

Интервью с художественным руководителем Театра Актера и Куклы,

 заслуженным деятелем искусств РС(Я) – Петром Турухановичем Скрябиным

«Книга – это вещь, придуманная не вчера, это явление веками устоявшееся»

DSC_1716Петр Туруханович, скажите, у Вас есть любимые книги?

Я не знаю, возможно ли сказать, что у меня есть любимые книги… В виду своей деятельности, работая в театре, я отдаю предпочтение и больше сейчас читаю современную драматургию. Мне интересны новые веяния, какие вопросы и задачи ставятся в театре. На это уходит очень много времени. Исходя из своей позиции – режиссера Театра Актера и Куклы, есть очень хорошая, качественная драматургия для взрослых. Мне очень нравится Николай Коляда, его произведения очень люблю читать, но ставить не очень. Недавно открыл для себя Аллу Соколову. Я поработал над ее пьесами – очень интересно.

А что касается детской драматургии, то тут все упрощено. С современными детьми нужно разговаривать более серьезно. Это нам, взрослым, кажется, что они не понимают ничего, что они маленькие и глупенькие. На самом деле дети все понимают, потому что они живут с нами, в этой среде, в этом современном мире. Они все видят, впитывают и определенным образом на это реагируют. Отправляют много авторов к нам в театр свои детские пьесы, но они на уровне клубной самодеятельности. Редко, когда найдешь хороший  материал. Поэтому в постановках я прибегаю к классике. Я бы даже обозначил к классике советской, а из современной – что-то можно найти в переводном варианте. Но это еще должно сочетаться и с составом театра, т.е. с актерами, поэтому не все что хочется, удается поставить.

Как Вы считаете, может ли компьютер заменить книгу?

Абсолютно нет. Потому что книга сама по себе уникальна. Пусть у компьютера большие возможности: разные шрифты, эффект перелистывания страниц и так далее. Но это все не то. Книгу можно прижать к себе, насладиться запахом краски, поспать с ней, положив под подушку. Книга – это вещь, придуманная не вчера, это явление веками устоявшееся, которое имеет  свою форму и язык общения с нами. Поэтому никакой компьютер книгу не заменит.

А Вы не думаете, что это позиция старшего поколения, что молодежь думает по-другому?

Возможно. Но, исходя из моих наблюдений, молодежь, в основном, у нас не очень читает. Она отдает предпочтение общению в чатах. Есть, конечно, молодые люди, которые читают, но их очень мало. В пору моей молодости мы считались страной читающей. И на самом деле это было так. Мы читали «взахлеб», все подряд, все, что можно было достать из-под полы, «самиздаты». Это был внутренний драйв, когда ищешь книгу, запрещенную литературу. Я имею в виду Булгакова, Солженицына, Набокова и так далее. И на сегодняшний день мне печально и грустно, что понятие «книга» теряется. Печально, что в школах отводится все меньше часов на изучение литературы. Если на «Войну и мир» Л. Толстого отводится всего три часа, как можно за это время понять, о чем это произведение?

Как Вы считаете, книга влияет на развитие личности,

на карьерный, профессиональный рост?

Конечно. А как иначе? Прочитанное очень сильно влияет на человека. Если я буду читать всю жизнь фантастику, так я и буду жить в этом мире. И моя жизненная позиция будет иной. И в жизни я буду искать те мотивы, о которых читаю. Чтение влияет не только на карьерный рост, но и на развитие личности вообще. В детстве читаешь одну литературу, в молодости – другую, в зрелом возрасте совершенно иной подход к выбору книг. В итоге ты выбираешь ту литературу, которая ведет тебя, направляет и помогает в жизни.

А есть ли в Вашей жизни такая книга,

которая повлияла на ход Вашей личной либо профессиональной жизни?

Я сейчас Вам расскажу одну историю. Хочу начать с того, что в школе, чтобы привить любовь к литературе, очень много зависит от учителя. Именно об этом я хочу рассказать. В детстве я страшно не любил якутскую литературу. Для меня этот урок был пыткой. Мне казалось, что все писатели Якутии пишут только о гражданской войне, о нищете. А с приходом советской власти все стало вдруг хорошо и благополучно. Так нам преподавали. И это было тяжело для восприятия. И однажды учительница якутской литературы заболела, ее заменил другой учитель. И когда он стал рассказывать биографию писателя, то преподнес материал таким образом, что мы слушали его, раскрыв рот, как захватывающую историю. Оказывается, писатели могут говорить в своих произведениях о любви, о жизни. И у меня появилась некая заинтересованность. И тут мне попадается в руки книга Василия Яковлева-Далана «Дьикти саас», что в переводе обозначает «Удивительная пора». Я открыл и начал читать. Я – ученик  и читаю о школьной жизни, о своих сверстниках. И причем, все, что написано так точно отображает мою жизнь, все мои внутренние переживания, что я просто «проглатываю» эту книгу за один присест. И вот тогда у меня появился интерес к якутской литературе. Я начал читать её другими глазами. Олонхо открылось для меня в новом ракурсе. Это был мощный толчок. Я стал много читать, доставал пластинки и с удовольствием слушал.

Работая уже в театре, я начал перечитывать классику, которую я читал в школе. Читал и воспринимал ее совсем по-другому. Начал понимать не только красоту слога, но и внутреннюю подачу, духовное содержимое. И только тогда я понял, что литература имеет определенную адресованность. В школе – одно восприятие, в зрелом возрасте – совершенно иное. Нужно обязательно перечитывать, потому что художественный мир произведений воспринимается по-другому. На «Евгения Онегина» А.С. Пушкина я посмотрел другими глазами. Я сделал для себя огромное открытие, что в этом произведении есть мистика – сон Татьяны, который в школьные годы я пропускал. Я обожаю Пушкина. Максим Горький меня поражает своими произведениями. Интересен мне А. Толстой, но больше в повестях и сказках. Очень нравится Ф. Достоевский. Мне кажется, что все его произведения нацелены на поиск веры, Бога.  Ведь у каждого человека есть своя вера, будь-то христианин, будь-то мусульманин. Достоевский в этом плане сыграл для меня определенную роль, я тоже начал задумываться о Боге. Удивляет и поражает своими произведениями М. Булгаков.

Какую книгу Вы бы порекомендовали прочитать?

Взрослому населению я бы посоветовал прочитать произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Там есть абсолютно всё. Но, наверное, для этого произведения нужно созреть, быть подготовленным, чтобы понять, например, откуда вдруг  появился Понтий Пилат и так далее.

А «Мастера и Маргариту» Вы бы хотели реализовать на сцене?

Очень хочу. Но, к сожалению, моего хотения и заинтересованности мало. Надо, чтобы весь театр как организм дозрел до этого: чтобы был хороший тандем с художником, актерами и так далее. В театральной постановке литературный материал ссужается, он получает определенное направление, мое направление как постановщика. Надо, чтобы эта мысль не давала мне покоя и сна – вот тогда буду ставить.

Я советую почитать произведение Экзюпери «Маленький принц». Очень мне нравится. Хотел бы сделать постановку. Я видел много постановок, но это все не то. Мне не нравится подача материала с единственной идеей: «Мы ответственны за тех, кого приручили». И все. Ну не об этом писал Экзюпери. В произведении поднимается вопрос о жизни и смерти. Человек, который попал в пустыню, он один. Я так думаю, что герой сам для себя придумал мальчика, потому что ему надо было за что-то зацепиться, как за соломинку, чтобы не умереть. Вот об этом надо рассказывать, вот именно это надо показывать на сцене. Поэтому это не детский материал. И я рекомендую именно взрослым его почитать. А детишкам я советую почитать Г. Остера, в том числе его замечательные «Вредные советы», Б. Заходера, Э. Успенского – это замечательные авторы, легко читаемые и воспринимаемые. На самом деле можно перечислять бесконечно. Мой совет заключается в том, что нужно много читать. И каждый для себя найдет именно своё, своего автора, который направит в нужное русло жизни, иногда поможет разрешить сиюминутный вопрос или сложную жизненную ситуацию.

Интервью 2012 года

Материал подготовила заведующая

 методическим отделом МБУ НГБ – Малашенко О.В.

 372 просмотров,  2 просмотров сегодня

 

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.