Интервью с Генеральным директором ОАО «Нерюнгриэнергоремонт», народным депутатом Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я), почетным энергетиком, заслуженным энергетиком РС (Я) –
Михаилом Павловичем Деревяшкиным.
«Потеряв литературу, потеряв книгу, мы потеряем национальные корни…»
Михаил Павлович, скажите, пожалуйста, у Вас есть любимые книги?
Вы знаете, я считаю, что в определенном возрасте есть свои любимые книги. Например, в детстве и подростковом возрасте меня захватывала классика детской литературы: Марк Твен, Майн Рид, Джек Лондон с его романтикой дальних дорог, Жюль Верн с его приключениями. Произведение «Пятнадцатилетний капитан» я прочитал очень рано, и оно меня сильно впечатлило. В общем, я зачитывался произведениями этих авторов. Я много читал Беляева, Ефремова и других фантастов. Книга Айзека Азимова «Я — робот» для меня стала открытием и откровением.
Мне вообще очень повезло, так как в школе меня обучали замечательные учителя, которые сумели привить любовь к книге и знаниям. Учиться было очень интересно. Я окончил школу с золотой медалью, что считалось очень престижно. На сегодняшний день меня удивляет современная молодежь, которая пишет сочинения, надергав тексты из Интернета. А это, в первую очередь, сказывается на формирование интеллекта и интереса к жизни. Мне посчастливилось жить в то время, когда в нашей стране был книжный бум, когда за счастье было приобрести подписку «Огонька», купить роман-газеты, когда престижно было ходить в библиотеку.
На современном этапе я читаю серии книг. Например, остросюжетную прозу Андрея Дышева. Наряду с острым сюжетом писатель раскрывает внутренний мир своего героя. А мысли, ощущения человека для меня самое интересное. Почему он так действует? Что им движет? Что человек при этом осознает? У Дышева этот психологизм прекрасно показан.
Несколько лет назад я познакомился с фантастической социальной прозой Василия Звягинцева, которая, на мой взгляд, очень интересна. Он под разными углами освещает различные ситуации такого формата «что было бы, если…». Что было бы, если человек из будущего попал бы в прошлое. Что было бы, если Россия пошла бы по другому пути исторического развития. Вот такие разные гипотезы Звягинцев выдвигает, которые заставляют задуматься.
Сегодня книга, с одной стороны, позволяет размышлять, с другой стороны – отвлечься, а в-третьих, книга захватывает. Потому что, читая, ты знакомишься с героями книг, которые становятся твоими друзьями. Герои каким-то образом эволюционируют, изменяются, и ты на их примере видишь, как может человек вести себя в той или иной ситуации. И это иногда помогает в реальной жизни, потому что в книге оценивается поступок человека. Ведь любой писатель всегда оценивает поступки своих героев с позитивной или негативной точки зрения. Это очень важно, потому что в современном обществе многие этические, моральные постулаты сдвинуты. То, что было вчера плохо, сегодня хорошо. То, что вчера было хорошо, сегодня плохо. А акцент этический – это элемент воспитания человека.
Есть еще одно направление, которое мне нравится читать – это производственные романы отечественных и зарубежных писателей. Они позволяют познакомиться с навыками определенной работы, профессии. Чего только стоит «Аэропорт» Артура Хейли. Но иногда иностранные авторы не учитывают русской ментальности, и моменты, касающиеся взяточничества, коррупции выглядят несколько смешно.
Мне очень нравится Э.М. Ремарк. Прочитал почти все книги этого автора. В его произведениях настолько ярко раскрыта призма человеческих отношений, удивительные и замечательные отношения между мужчиной и женщиной, показаны истинно мужские качества, настоящая дружба.
Влияет ли книга на развитие личности, на карьерный, профессиональный рост?
Безусловно. Развитие личности начинается с детства, с чтения сказок. Ведь читая сказки, мы учимся думать, понимать ценности жизни, человеческие истины. И как писал Владимир Маяковский, различать «что такое хорошо, а что такое плохо».
Обучаясь в Томском политехническом институте, мое формирование как личности происходило только посредством книг. На сегодняшний день я занимаюсь экономикой, планированием, бухгалтерским учетом, управлением, депутатской деятельностью. Мне приходится много общаться с детьми, молодежью, взрослым населением. И здесь приходит на помощь общая эрудиция. А без чтения книг эрудированным, духовно развитым быть просто невозможно. Вот это общее образование, общая информация, которая была заложена с помощью книг, создали прочный интеллектуальный фундамент. Для человека самый лучший способ закладки фундаментальных знаний – это чтение книги и попутное составление краткого конспекта, состоящего из ценных, содержательных мыслей и цитат.
Я окончил институт с красным дипломом только благодаря книгам и библиотеке. У меня есть замечательное воспоминание в жизни… Томская научно-техническая старинная библиотека… Так вот, систематически готовясь к экзаменам, приходилось обращаться и к старинным фондам. Незабываемые ощущения «того» времени, которое преломляется через книги, незабываемые ощущения от библиотечных карточек, написанных еще от руки каллиграфической вязью. Причем, поражает масштабность мышления наших предков, живших сто лет назад и более. Они в то время думали о том, о чем нам сегодня и в голову не приходит. Люди того времени, видимо, в отсутствие пресса и потока информации, работали более продуктивно. Я имею в виду, конечно же, великие умы – интеллигенцию. Они были настроены на генерирование идей, а не на их поглощение, как происходит в современном мире. Мы сегодня, практически, отображаем информацию, и у нас коллективный разум, как у муравьев. Поэтому у нас сегодня так мало личностей. Поэтому наблюдается и кризис в литературе. В нашей стране на сегодняшний день нет таких выдающихся поэтов, которые творили еще в недалекие 70-ые: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский. Вроде бы поэты есть, но ярких личностей, которыми мы бы гордились – таких нет. Если обратиться к истории и вспомнить, как Пушкин своими эпиграммами будоражил общество, и как люди ждали очередную главу «Евгения Онегина». Это была своеобразная публицистика, отражение той ситуации в стране того времени.
Сегодня существуют другие формы общения: журналистика, прямые эфиры и так далее. Но книге должна отдаваться главенствующая роль в воспитании человека как личности, как профессионала своего дела. Вдобавок ко всему, чтение книг – это обогащение речи, словарного запаса человека. Ведь на сегодняшний день у многих людей, как у молодых, так и у взрослых плохо поставлена речь. Когда на трибуну выходят великие деятели и начинают говорить – это печальное и жалкое зрелище. Современные мультики, компьютерные игры не развивают речевой аппарат, не способствуют развитию логического мышления и умения формировать, излагать мысли. Ораторскому искусству можно научиться, только читая книги.
А есть ли книга, которая бы повлияла на ход Вашей личной либо профессиональной жизни?
Да, и в этом случае я хочу вновь вернуться к книгам Джека Лондона. Мне так близки были его произведения с описанием климата, настоящей зимы. А его рассказы про Аляску… я грезил этими моментами. В детстве я жил в городе Зея Амурской области. И все, что Джек Лондон описывал, мне было родным и близким. Будучи ленинским стипендиатом в институте, у меня было право первого выбора распределения на работу. И я выбрал север и строительство Нерюнгринской ГРЭС. Вот эта романтика дальних дорог Джека Лондона послужила толчком к тому, что я оказался здесь, в Нерюнгри.
А как Вы считаете, может ли компьютер заменить книгу?
Век информационных технологий диктует свои условия. Самое главное сегодня — комфорт и мобильность. В том числе и в чтении. Я постоянно в командировки беру с собой Reader, в который можно закачать множество произведений. И на сегодняшний день я предпочитаю книгу в современном формате. За электронными книгами, я полагаю, будущее. И нужно развивать эту услугу. Но такой вариант приемлем для взрослых. Относительно детской литературы, книга должна оставаться такой же: красочной, яркой, с иллюстрациями, которую можно пощупать, полистать страницы. Техническая литература должна оставаться в бумажном формате. Я имею в виду литературу, связанную с большим количеством графики и чертежей. Фотоальбомы – это художественная ценность, которую хочется подержать в руках. А в принципе, на вкус и цвет товарищей нет. Кому-то нравится полистать пыль веков – это тоже нужно уважать. А, если кому нравится электронный вариант книги, то почему бы и нет? Такую услугу нужно развивать в библиотеке, но она должна быть платной. Доступность фондов в качественно оцифрованном формате – актуальная тема сегодня. Ведь это мгновенная реакция – новые технологии, облегчающие жизнь, удобство и комфорт. Если находясь в Нерюнгри, ты имеешь возможность просмотреть электронную версию книги из МГУ – это же здорово. Еще пару лет назад мы могли об этом только мечтать. Поэтому за оцифрованной книгой – будущее.
Как отец пятилетней дочери, какие книги Вы бы посоветовали
читать родителям своим детям?
Надо читать своим детям русские сказки. Именно русские. Сейчас много зарубежных сказок, но они очень жестоки, там непременно кого-то убивают. В наших сказках убивают «понарошку», потому что существует «живая вода», которой окропят Ивана-царевича, и он оживет. Наши сказки добрее. Персонажи русских сказок живут вокруг нас. Они похожи на наших соседей, на наших животных. В русских сказках на генетическом уровне заложен русский менталитет. Поэтому человек, который вступает в мир, он, прежде всего, должен опираться на свои национальные корни. Очень трудно объяснить маленькому ребенку якутские сказки, потому что он не знает, что такое чум и как в нем жить. Очень трудно объяснить ребенку африканские сказки, потому что он никогда не видел пальм и обезьян. А в русских сказках наша природа, наши животные, язык классический, сочный, яркий, насыщенный прекрасными эпитетами. Вы вспомните классические шедевры: «Конек-горбунок» Ершова, волшебные уральские сказки Бажова. Дети же их воспринимают замечательно. Слушая или читая их, они становятся истинно русскими. В них просыпается гордость за свою нацию. Потом, когда ребенок станет постарше, он будет читать и иностранную литературу, но эта литература будет оцениваться уже с точки зрения своего русского национального эго. Поэтому читайте своим детям русские сказки.
А взрослому населению города Нерюнгри чтобы Вы посоветовали почитать?
Просто читать. Читать то, что нравится. Когда мы читаем, мы заставляем свои мозги шевелиться, мы обогащаем свою речь. Сегодня, общаясь со многими людьми, чувствуется, что они не читают вообще. Потому что настолько однообразный и сухой язык, без примеси метафор, эпитетов, фразеологизмов. А словарный запас у каждого уважающего человека себя человека должен быть на высоком уровне.
Что читать, советы я давать не берусь. Кому-то нравится Донцова и Маринина, кто-то в восторге от классической литературы. Меня поражает, что в школе отводится очень мало времени на уроки литературы, детей мало заставляют читать и учить стихи наизусть. А ведь потеряв литературу, потеряв книгу, мы потеряем национальные корни…
Интервью 2012 года
Материал подготовила заведующая
методическим отделом МБУ НГБ —
Малашенко Оксана Владимировна
713 просмотров, 1 просмотров сегодня
главный библиотекарь МО МБУ НГБ
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.