Интервью с директором ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» ТИ(ф) в г. Нерюнгри, кандидатом геолого-минералогических наук Павловым Сергеем Степановичем.
«Беря в руки традиционную книгу, ты окунаешься в другой мир»
Сергей Степанович, ответьте, пожалуйста, на традиционный вопрос нашего проекта «Книга в моей жизни…», у Вас есть любимые книги?
Да, конечно, у меня есть любимые книги. И в зависимости от возраста они меняются. В детстве я любил читать приключенческие рассказы, романы. Это Даниэль Дефо «Робинзон Крузо», Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера».
В старших классах я «подсел» на Александра Дюма. И прочел много его произведений, причем, неоднократно. И каждый раз я открывал для себя новые моменты, которые, наверное, в определенном возрасте очень трудно понять и осознать. Александр Дюма был для меня влиятельным автором в период моего становления.
В юношеские годы, учась в университете, я увлекся классической литературой. Перечитал все произведения Льва Толстого и Михаила Булгакова. Абсолютно все. А Булгакова я перечитал три раза. «Мастер и Маргарита» — очень интересный роман, который произвел на меня очень большое впечатление. И вот совсем недавно я перечитал «Белую гвардию». Для меня открылись новые вехи формирования России. Интересно, что и в трудное время были настоящие люди, настоящие чувства и эмоции. И неважно разделение лагеря на красных и белых. И на той и на другой стороне были слезы, проблемы, человеческие отношения, была боль. И именно в «Белой гвардии» это хорошо показано.
В последнее время меня захватили произведения Бориса Акунина. В них очень интересно представлена историческая часть. Я вообще очень люблю историю. Я перечитал, практически, все произведения Валентина Пикуля. Акунин отличается от Пикуля своими действенными произведениями. Его приключения захватывают, и читаются на одном дыхании. Я недавно пытался перечитать произведения Валентина Пикуля. Но на сегодняшний день они тяжеловато воспринимаются, слишком много исторических фактов и повествований между событиями. Конечно, для меня Пикуль – это открытие. Но сейчас мы живем в другом стремительном времени, и, поэтому хочется быстрого такого энергичного повествования исторических моментов.
Я много уделяю внимания научной литературе. В последнее время для меня важны публичные выступления. Поэтому я стал перечитывать литературу по данной теме. Например, «7 правил публичного выступления» Дейла Карнеги. Эту книгу я прочитал в 11 классе, и это очень мне помогло в моем становлении как оратора: как нужно выступать, как нужно держаться перед публикой. Монография «Правила публичного выступления» Герберта Спенсера тоже очень поучительна. Также я много читаю литературы, связанной с моей профессиональной деятельностью. Вся моя жизнь насыщена событийными, административными, организационными, рабочими моментами. И поэтому чтение художественной литературы – это отдых для мозга. Я читаю произведения отечественных и зарубежных авторов; фантастику, детективы, приключения и т.д. Я читаю много. И если я берусь читать, то читаю до конца, независимо от того нравится или нет. Это относится к любой литературе: художественной, учебной, научной, публицистической.
Я поняла, что у Вас приоритетов в чтении как таковых нет, ни среди авторов, ни в отношении жанров…
Да, я люблю читать все подряд. И если я взял книгу в руки, то я должен дочитать до конца. И так я отношусь к каждому делу, за которое берусь.
Недавно, будучи в командировке, я прочел монографию знаменитого российского историка Евгения Викторовича Тарле о Наполеоне Бонапарте, которую нашел в гостинице. Французский полководец открылся для меня с другой стороны. Но именно не как полководец, а как человек – новатор своего времени. Оказывается, трудовые книжки, которые у нас есть в России, их ввел Наполеон Бонапарт. Он был ключевой фигурой, опережал время в своем развитии и добился значительных перемен в Европе. И это стало для меня сумасшедшим открытием. Я проникся к нему, как к человеку, уважением, несмотря на то, что он воевал с Россией в 1812 году. И хотя это была монография, а не художественная литература, книга меня просто эмоционально захватила.
А как Вы полагаете, в век информационных технологий компьютер способен вытеснить книгу?
Вы знаете, в библиотеке я провел очень много времени. Я с детства являлся постоянным читателем библиотеки им. А.С. Пушкина в Якутске. Посещение библиотеки помогло мне в дальнейшем, в университете, находить ту или иную литературу, ориентироваться в каталогах. Я прошел серьезную читательскую подготовку. Когда я учился в аспирантуре, часто ездил в разные города от Владивостока до Москвы. И в каждом городе я изучал в библиотеках архивные материалы. Скрупулезная научно-методическая работа по поиску литературы, позволяющая найти новые методы в решении исследовательских задач, способствовала моему становлению. Поэтому библиотека дала мне в жизни очень многое. Просто на сегодняшний день формат библиотеки должен меняться. Надо признать, что в нашу жизнь приходят новшества. Например, в США библиотеки переходят на новый уровень. Люди теперь могут получить информацию, не выходя из дома. Библиотеки играют роль хранения первоисточников, но не у каждого человека есть возможность попасть туда. Зато география людей, которые при помощи Интернета имеют возможность зайти в библиотеку и почитать документы, увеличивается. И нам в нашей стране, в нашем городе необходимо менять отношение к библиотекам.
Мы думаем, как изменить подход в библиотеке при нашем институте. Книги сейчас дорогостоящие, и мы финансово не всегда можем угнаться за новыми тенденциями в науке, предъявляемыми требованиями. И мы хотим сделать так, чтобы студенты через Интернет-сайт нашего института смогли получить доступ к библиотеке через определенную систему регистрации, да и не только студенты, все желающие. Ведь не всегда есть возможность посетить библиотеку, особенно это касается студентов-заочников, которые живут в других городах, улусах.
Я много уделяю внимания научно-исследовательской деятельности, подготовке аспирантов, кандидатов наук, докторов. У меня есть мечта, чтобы каждому студенту, пришедшему на 1 курс, был выдан электронный носитель, на котором бы содержалась вся информация, литература по учебной дисциплине. Чтобы в любой момент у студента была возможность проработать нужные ему документы. Если данную задумку можно законно организовать, то мне бы хотелось перейти именно к такому формату. Это позволит перейти на более динамичное и оперативное обновление информации, документов. И у каждого студента будет возможность оперативно получить доступ к этой информации с учетом тенденций времени, учебного процесса. В этом плане электронный формат библиотеки очень удобен. Но это не говорит о том, что печатный вариант книги должен исчезнуть. Беря в руки традиционную книгу, ты окунаешься в другой мир. Книги всегда интересно пахнут, шелест страниц приятен, и это ощущение настраивает на позитивный лад. Конечно же, в электронном формате это передать очень трудно. Но здесь есть другие позитивные моменты. Я — любитель электронных гаджетов: телефонов, планшетов, электронных книг. Это позволяет в маленькой оболочке почерпнуть огромное количество информации. В моей электронной книге вся классика русской и зарубежной литературы. В отпуск, в командировку мы багаж книг взять не можем, а в электронную книгу все это можно вместить. Конечно, другое мироощущение, но нельзя сказать, что от этого нет пользы. Я считаю, что необходимо сохранить библиотеку, книги, которые можно с удовольствием подержать в руках, почитать и отдохнуть. А по работе, в отпуске, в командировке удобно читать в электронном формате.
Скажите, Сергей Степанович, влияет ли книга на развитие личности, на карьерный рост человека?
Безусловно, влияет. И я удивляюсь тому, что наше молодое поколение мало читает. Хотя эта проблема существовала всегда. Я помню, мама меня приучала к чтению с детства, в начальных классах, давая задание читать газеты. И я читал «Труд», «Якутия», потом конспектировал. Это была моя своеобразная обязанность, как сходить в школу, пропылесосить, наколоть дров (смеется). Сначала было неинтересно, а потом понял, что газета – это как на сегодняшний день мыльные оперы: герои те же, а жизненные ситуации разные. И я втянулся, стал много читать. А на сегодняшний день нынешняя молодежь не интересуется чтением. И мне не понятно, как она собирается в этой жизни проявить себя и чего-то добиться. Читая лекции, я разговариваю со многими студентами и убеждаюсь, что они, практически, ничего не читают. Они общаются в социальных сетях на примитивном личностном уровне. Такие люди очень скучны, с ними не о чем говорить. Мне лично с ними не интересно, они являются для меня пустыми. С ними не почерпнешь ничего нового, интересного. Разговор заканчивается на уровне шапочного знакомства. Хотя, если взять в общем, мне интересно молодое поколение, у них своя культура. Может, она чуждая мне: рэп, танцы, времяпровождение. От этого никуда не деться. Я тоже помню свои юношеские годы: я любил слушать рок, и мама мне все время говорила: «Как ты можешь слушать эту непонятную музыку?» Сейчас примерно происходит то же самое. Но чтение литературы сильно влияет на человека. Оно позволяет анализировать и понимать, где мы совершаем ошибки. На самом деле, читая книги, я нахожусь в состоянии учебы. Я все время анализирую, ищу позитивные моменты в различных сферах жизнедеятельности вне зависимости от того, где это происходит: в России или за пределами нашего государства. Позитивные моменты я пытаюсь улавливать, впитывать в себя какие-то новшества, и потом реализовывать их в жизнь. Но для этого нужно много читать. Чтение, кстати, может оградить от ошибок. Читая, ты понимаешь, что в той или иной ситуации допущена ошибка, как с ней бороться или не допускать ее. Ведь можно учиться на чужих ошибках. Для меня, например, время настолько ценно, что обидно и жалко тратить его на ошибочно проделанные действия. И для себя я сделал вывод, что учиться нужно только на чужих ошибках. Что такое ошибка для нас? Это просто эмоциональное переживание. И нам нужно научиться эмоционально переживать ошибки другого и воспринимать чужой опыт как свой личный. Ошибки делают нас опытнее, а в будущем мудрее.
А есть ли книга в Вашей жизни, которая повлияла на Вашу личную жизнь или карьеру?
Да, я помню эту книгу. Автор ее Георгий Матусович Фельдман. Книга называлась «Продвижение влаги в промерзающих, мерзлых, тающих грунтах». Это была моя первая осознанная научно-исследовательская работа. Я изучал ее как научную монографию. Когда я начал читать, то понял, что абсолютно ничего не понимаю, о чем идет речь. Работа была написана сложным научным языком. Вроде слова русские и понятные, но когда они складываются в предложения, тезисы, то становилось непонятно, что автор хотел изложить. Я понял, что не знаю научного языка. И тогда я завел толстую тетрадь в 96 листов, и переписал туда первое слово, которое мне было непонятно «Криология», допустим. Затем взял энциклопедический словарь, чтобы узнать, что оно обозначает, но аннотация этого термина была тоже написана непонятным мне языком. Тогда я стал выписывать все непонятные мне слова и расшифровывать их определения. Книгу Фельдмана мне пришлось отложить, и я два месяца пытался расшифровать все термины и определения, которые в этой книге были написаны с помощью Большой Советской энциклопедии. Тетрадь в 96 листов была вся исписана. И когда все термины мне стали ясны, я взялся за книгу и прочитал ее за несколько дней. Книга Фельдмана на меня оказала большое влияние очень серьезное. Даже не само содержание, а методология ее прочтения. Но фундаментальность исследований Фельдмана в моей научной деятельности сделала мощный толчок в моем развитии. С тех пор я стал понимать всю научную литературу в моей области, в моей профессии, моей специальности. Так вот, на сегодняшний день я до сих пор так поступаю. Если мне встречаются незнакомые слова, я всегда пытаюсь определить, что они обозначают, какой корень в себе несут. Область терминов теперь переместилась в область экономики и менеджмента. В силу своей должности я сейчас много уделяю внимания справочно-аналитической литературе. Я считаю, что количество справочников, энциклопедий, словарей говорит о культурно-интеллектуальном наследии государства, общества, в котором мы живем. В Москве я купил справочник Кирилла и Мефодия в электронном формате с ссылками и фотографиями. Я много лекций написал с учетом только этого справочника. Меня радует тот факт, что у нас в России много аналитической литературы, которая быстро позволяет быстро добиться познаний для достижения целей. И Интернет нам дает уникальную возможность оперативного доступа к любому источнику.
Какие книги Вы бы посоветовали прочитать юным нерюнгринцам,
взрослому населению г. Нерюнгри?
Несмотря на простой вопрос, он имеет сложность. Очень трудно, конечно, рекомендовать литературу для прочтения, но я попробую.
Для детей младшего возраста я бы посоветовал прочитать «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Я давно так не смеялся, как когда читал эту книгу. Мне кажется, что любой ребенок увидит себя в этих рассказах. Я читал их вместе со своими детьми, и хохотал от души, потому что я увидел себя в детстве в этих рассказах.
Что можно порекомендовать для среднего возраста… Для меня стал открытием, например, сборник рассказов Льва Толстого. Прочитав его, я писателя открыл с другой стороны. Произведения его написаны более ста лет назад, а человеческие проблемы сохранились. Все в мире поменялось: появились электронные книги, Интернет, социальные сети, а наши человеческие бытовые, личностные отношения, проблемы сохранились. И Лев Толстой об этом уникально просто написал в своих рассказах. Я думаю, что у многих авторов это прописано, но Лев Толстой произвел на меня просто огромное впечатление. Рассказы маленькие, читаются очень быстро и легко, в них суть и донесение проблемы до читательского мозга просто уникальны.
Юношеству я хотел бы порекомендовать произведения Александра Дюма. Такие понятия как дружба, верность, надежность, смелость, любовь очень мощно прописаны в «Трех мушкетерах». В циклах «10 лет спустя», «20 лет спустя» у мушкетеров меняются политические взгляды, социальный статус, они сами меняются с возрастом, но крепкая мужская дружба остается. И было бы очень полезно об этих жизненных ценностях прочитать молодому поколению, которые очень красиво и хорошо прописаны у Александра Дюма.
Все эти произведения я не только рекомендую прочитать, но и рекомендую перечитывать. Они учат замечательным взаимоотношениям между друзьями, между мужчиной и женщиной, взаимоотношениям в семье, человеческим взаимоотношениям в общем между людьми.
Интервью 2013 года
Материал подготовила
заведующая методическим отделом
Малашенко О.В.
445 просмотров, 1 просмотров сегодня
главный библиотекарь МО МБУ НГБ
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.