8 (41147) 4-05-30

mby-ngb@mail.ru metod76@mail.ru

РФ, Саха (Якутия),

г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29

09:00 - 19.00

рабочие дни: ПН-ПТ, ВС, выходной: СБ

ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

 Новости          Обсудить

14 октября Православная Церковь отмечает один из великих осенних церковных праздников — «Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы».

 

История этого праздника имеет много толкований. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — необычный. Он не входит в число двенадцати самых великих православных торжеств, то есть не является двунадесятым. Его не празднуют католики, не знают и многие Православные Поместные Церкви.

День Покрова был установлен только на Руси, причём по указу князя Андрея Боголюбского.

Как гласят летописи и известные «Сказания о иконе Богоматери Владимирской», в 1164 году владимирский князь Андрей Боголюбский отправился в поход на волжских булгар. Те совершали набеги на земли Суздаля, Мурома и Владимира, и держали в страхе всю Северо-Восточную Русь. Враг был силён, поэтому князь собрал под свои знамёна ратников из соседних русских земель. С собой в поход князь Андрей взял две чудотворные иконы: Всемилостивого Спаса и Владимирский образ Богородицы. Два священника несли перед дружиной Крест.

Неожиданно для самих русичей, дружина одержала быструю и лёгкую победу. Булгары были разгромлены, вражеские города стали платить дань владимирскому князю. Но главное – жертв среди русского войска было очень мало. Князь Андрей был уверен, что произошло самое настоящее чудо.

По возвращении в родные места Боголюбский установил два новых церковно-государственных праздника. Первый посвящался Всемилостивому Спасу, Пресвятой Богородице и Животворящему Кресту Господню. Его отмечали в день победы над булгарами,  14 августа по новому стилю. Второй — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, приурочили 14 октября по новому стилю.

В эти дни вспоминали, как Христос и Богородица явили своё покровительство русским полкам, взяли их под защиту. В честь новых праздников по распоряжению князя возвели два белокаменных, прекрасных по архитектуре,  храма. Спасский — во Владимире и Покровский — у излучины реки Нерль.

 

Историю о чуде Покрова Богородицы Боголюбский помнил с детства из любимой книги – «Жития константинопольского блаженного Андрея». Владимирский князь, видимо, судя по его Житию, был крещён в честь этого Святого.

По старинному преданию, в начале 10 века Константинополь осадили враги. Одни источники считают, что это были сарацины, в других говорится о дружине и кораблях русичей. Столице Византии угрожала серьёзная опасность. Простые горожане поспешили в церкви, чтобы молить Господа и Царицу Небесную отвести беду. Во время богослужения во Влахернском храме, блаженный Андрей увидел, как над молящимися явилась Богоматерь. Пресвятая Дева распростерла над верующими своё покрывало-омофор.

И случилось чудо — враги без боя удалились от Константинополя.

 

В «Житии Андрея Юродивого», помещённом в «Великих Четьих Минеях», или так называемых «макарьевских» Житиях Святых, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвёртом часу ночи, во Влахернском храме.

Согласно данному источнику, «Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую. Рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богоматерь сняла с себя омофор – покрывало, которое было на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как илектор — лучезарное светило, солнце, огненная стихия, некий космический огонь. Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать».

В других «Четьях Минеях» или «Житиях Святых»  (1684-1704 г.г), написанных святителем Дмитрием Ростовским – епископом Русской православной церкви, митрополитом Ростовским и Ярославским, духовным писателем, агиографом, проповедником и педагогом, так описано это чудотворное событие и  молитва Богородицы:

«Когда святой Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Своё Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там».

Богородица избавила Константинополь от варваров и спасла его жителей от неминуемой гибели, но в Византийской истории это событие никак не было прославлено.

В богословско-литургическом труде «Слово на Покров» говорится, что князь Андрей Боголюбский искренне изумился этому обстоятельству: «Когда услышал об этом чуде, то подумал: как такое грозное и милосердное видение, более того — надежда наша и заступничество, было без празднества». Он принял решение: «Да не останется без праздника Святой Покров Твой, Преблагая».

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызывает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают факты, связанные с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира.

Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит, нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже.

Патриарх Фотий в своих знаменитых «Беседах» очень красочно описывает нападение русов на Константинополь в 860 году, спасенный, по мнению автора, только заступничеством Богородицы, чью ризу он вместе с императором Михаилом III окунул в воды Студийского залива, отчего поднялась страшная буря, потопившая русские корабли.

Об этом событии упоминается и в летописи «Повесть Временных лет» под 866 годом:

«В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина, и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».

 

Так вот почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев.  О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Существует в отечественной историографии и версия еще об одном Крещении русов, этой точки зрения придерживались исследователи Д.И. Иловайский, В.А. Пархоменко, М.С. Грушевский. По их мнению, крещение Руси произошло в 870-е годы, и, видимо, именно тогда крестились Аскольд и Дир.

Если это действительно так, то, значит, моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее – духовную веру. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

Согласно сообщению императора Константина Багрянородного, дошедшему в составе «Хронографии» Продолжателя Феофана, его дед, Василий I Македонянин крестил русов вместе с патриархом Игнатием:

«И народ россов, воинственный и безбожный, посредством щедрых раздач золота, серебра и шёлковых одежд, он (Василий I Македонянин. — авт.) привлёк к переговорам и, заключив с ними мирный договор, убедил (их) сделаться участниками спасительного крещения и расположил принять архиепископа, получившего рукоположение от патриарха Игнатия».

Далее рассказывается о чуде, совершенном присланным архиепископом для уверения язычников: брошенное в пламя печи «Евангелие» не сгорело. Причем в «Никоновской летописи» встречается сходное свидетельство «О князи Рустем Оскольде». Крещение могло произойти после неудачного похода Аскольда и Дира на Константинополь в 874 году.

Несмотря на то, что крещения 60-х и 70-х годах не привели к всеобщей христианизации Древней Руси, именно в это время в 860-е в составе Константинопольского патриархата впервые появляется Русская епархия.

День Покрова Пресвятой Богородицы связан с очень большим событием в Русской православной церкви – началом Крещения Руси.

 

В древней Руси Покров День и до Крещения был изначально осенним праздником. В народной традиции этот день означал встречу осени с зимой, начало вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона. Название праздника народная этимология связывает с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов.

В народе бытует много поговорок, связанных с Покровом: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, утепляться.  Ведь, по народной примете, снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьёзной подготовкой к зиме.

Времена праздника Покрова Дня всегда были связаны со свадебным сезоном, порой заключения браков, с замужеством. В крестьянском быту само слово «покров» воспринималось и в связи с обычаем покрывания женщиной головы в замужестве.

Такова история этого необычного и легендарного праздника.

Варвара КОРЯКИНА, г. Нерюнгри

 260 просмотров,  1 просмотров сегодня

 

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.