ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

14 октября Православная Церковь отмечает один из великих осенних церковных праздников – «Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы».

 

История этого праздника имеет много толкований. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – необычный. Он не входит в число двенадцати самых великих православных торжеств, то есть не является двунадесятым. Его не празднуют католики, не знают и многие Православные Поместные Церкви.

День Покрова был установлен только на Руси, причём по указу князя Андрея Боголюбского.

Как гласят летописи и известные «Сказания о иконе Богоматери Владимирской», в 1164 году владимирский князь Андрей Боголюбский отправился в поход на волжских булгар. Те совершали набеги на земли Суздаля, Мурома и Владимира, и держали в страхе всю Северо-Восточную Русь. Враг был силён, поэтому князь собрал под свои знамёна ратников из соседних русских земель. С собой в поход князь Андрей взял две чудотворные иконы: Всемилостивого Спаса и Владимирский образ Богородицы. Два священника несли перед дружиной Крест.

Неожиданно для самих русичей, дружина одержала быструю и лёгкую победу. Булгары были разгромлены, вражеские города стали платить дань владимирскому князю. Но главное – жертв среди русского войска было очень мало. Князь Андрей был уверен, что произошло самое настоящее чудо.

По возвращении в родные места Боголюбский установил два новых церковно-государственных праздника. Первый посвящался Всемилостивому Спасу, Пресвятой Богородице и Животворящему Кресту Господню. Его отмечали в день победы над булгарами,  14 августа по новому стилю. Второй – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, приурочили 14 октября по новому стилю.

В эти дни вспоминали, как Христос и Богородица явили своё покровительство русским полкам, взяли их под защиту. В честь новых праздников по распоряжению князя возвели два белокаменных, прекрасных по архитектуре,  храма. Спасский – во Владимире и Покровский – у излучины реки Нерль.

 

Историю о чуде Покрова Богородицы Боголюбский помнил с детства из любимой книги – «Жития константинопольского блаженного Андрея». Владимирский князь, видимо, судя по его Житию, был крещён в честь этого Святого.

По старинному преданию, в начале 10 века Константинополь осадили враги. Одни источники считают, что это были сарацины, в других говорится о дружине и кораблях русичей. Столице Византии угрожала серьёзная опасность. Простые горожане поспешили в церкви, чтобы молить Господа и Царицу Небесную отвести беду. Во время богослужения во Влахернском храме, блаженный Андрей увидел, как над молящимися явилась Богоматерь. Пресвятая Дева распростерла над верующими своё покрывало-омофор.

И случилось чудо – враги без боя удалились от Константинополя.

 

В «Житии Андрея Юродивого», помещённом в «Великих Четьих Минеях», или так называемых «макарьевских» Житиях Святых, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвёртом часу ночи, во Влахернском храме.

Согласно данному источнику, «Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую. Рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богоматерь сняла с себя омофор – покрывало, которое было на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как илектор – лучезарное светило, солнце, огненная стихия, некий космический огонь. Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать».

В других «Четьях Минеях» или «Житиях Святых»  (1684-1704 г.г), написанных святителем Дмитрием Ростовским – епископом Русской православной церкви, митрополитом Ростовским и Ярославским, духовным писателем, агиографом, проповедником и педагогом, так описано это чудотворное событие и  молитва Богородицы:

«Когда святой Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Своё Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там».

Богородица избавила Константинополь от варваров и спасла его жителей от неминуемой гибели, но в Византийской истории это событие никак не было прославлено.

В богословско-литургическом труде «Слово на Покров» говорится, что князь Андрей Боголюбский искренне изумился этому обстоятельству: «Когда услышал об этом чуде, то подумал: как такое грозное и милосердное видение, более того – надежда наша и заступничество, было без празднества». Он принял решение: «Да не останется без праздника Святой Покров Твой, Преблагая».

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызывает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают факты, связанные с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира.

Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит, нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже.

Патриарх Фотий в своих знаменитых «Беседах» очень красочно описывает нападение русов на Константинополь в 860 году, спасенный, по мнению автора, только заступничеством Богородицы, чью ризу он вместе с императором Михаилом III окунул в воды Студийского залива, отчего поднялась страшная буря, потопившая русские корабли.

Об этом событии упоминается и в летописи «Повесть Временных лет» под 866 годом:

«В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина, и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».

 

Так вот почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев.  О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Существует в отечественной историографии и версия еще об одном Крещении русов, этой точки зрения придерживались исследователи Д.И. Иловайский, В.А. Пархоменко, М.С. Грушевский. По их мнению, крещение Руси произошло в 870-е годы, и, видимо, именно тогда крестились Аскольд и Дир.

Если это действительно так, то, значит, моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее – духовную веру. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

Согласно сообщению императора Константина Багрянородного, дошедшему в составе «Хронографии» Продолжателя Феофана, его дед, Василий I Македонянин крестил русов вместе с патриархом Игнатием:

«И народ россов, воинственный и безбожный, посредством щедрых раздач золота, серебра и шёлковых одежд, он (Василий I Македонянин. — авт.) привлёк к переговорам и, заключив с ними мирный договор, убедил (их) сделаться участниками спасительного крещения и расположил принять архиепископа, получившего рукоположение от патриарха Игнатия».

Далее рассказывается о чуде, совершенном присланным архиепископом для уверения язычников: брошенное в пламя печи «Евангелие» не сгорело. Причем в «Никоновской летописи» встречается сходное свидетельство «О князи Рустем Оскольде». Крещение могло произойти после неудачного похода Аскольда и Дира на Константинополь в 874 году.

Несмотря на то, что крещения 60-х и 70-х годах не привели к всеобщей христианизации Древней Руси, именно в это время в 860-е в составе Константинопольского патриархата впервые появляется Русская епархия.

День Покрова Пресвятой Богородицы связан с очень большим событием в Русской православной церкви – началом Крещения Руси.

 

В древней Руси Покров День и до Крещения был изначально осенним праздником. В народной традиции этот день означал встречу осени с зимой, начало вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона. Название праздника народная этимология связывает с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов.

В народе бытует много поговорок, связанных с Покровом: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, утепляться.  Ведь, по народной примете, снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьёзной подготовкой к зиме.

Времена праздника Покрова Дня всегда были связаны со свадебным сезоном, порой заключения браков, с замужеством. В крестьянском быту само слово «покров» воспринималось и в связи с обычаем покрывания женщиной головы в замужестве.

Такова история этого необычного и легендарного праздника.

Варвара КОРЯКИНА, г. Нерюнгри

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

ЧИТАТЕЛЯМ
МАТЕРИАЛЫ по ВОВ
БИБЛИОНОЧЬ-2020
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ!
ОЦИФРОВКА “ИНДУСТРИЯ СЕВЕРА”
ОФ.ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
НЕРЮНГРИНСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ОКЛ
ЗАКАЗ НОРМАТИВНОГО АКТА
ВИДЕОКУРС “ЛЕГКО С PROSHOW PRODUCER”
ФОРУМ (общение)
ЧИТАТЕЛЯМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
ПРОДЛЕНИЕ АБОНЕМЕНТА
ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ
РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕКИ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
ПРАВОВОЙ СТАТУС БИБЛИОТЕКИ
КОЛЛЕГАМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ
КЗД Нерюнгринского района 2020
КЗД РФ
КЗД САХА(ЯКУТИЯ) 2020
ПРОФСОЮЗ МБУ НГБ
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ
АФИША МЕРОПРИЯТИЙ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Национальный проект “КУЛЬТУРА”
ССЫЛКИ НА СОЦ.СЕТИ
© 2020 МБУ "Нерюнгринская городская библиотека"

УЗНАТЬ НОВОСТИ ПЕРВЫМ!



Даю согласие на обработку своих персональных данных
Соглашение на обработку персональных данных

Мы используем cookie.
Во время посещения сайта МБУ “Нерюнгринская городская библиотека” вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее