ТАИНСТВЕННОЕ ВМЕСТИЛИЩЕ ДУШИ – «ТЮКТЮЙЭ»

ТАИНСТВЕННОЕ ВМЕСТИЛИЩЕ ДУШИ – «ТЮКТЮЙЭ»

(продолжение)

 

Самым загадочным в древних верованиях саха является то, что саха считали и считают, что у человека три кут, то есть три души, которые объединены в одно неразделимое целое жизненной силой сюр. Человек состоит из трех важных элементов:

Буор кут или земляная душа определяла внешний облик человека, его биологическую основу, состоящую из земных элементов. После смерти она возвращалась в землю или превращалась в прах, в землю.

Ийэ кут или мать-душа определяла наследственность, передавалась от предков к потомкам через детей и родственников, после смерти человека оставалась на Земле в потомках. Это был своего рода генный код человека, передающий все наследственные черты.

Салгын кут – воздушная душа олицетворяла духовный мир человека, его мысли, его невидимую бессмертную энергетику. Она обеспечивала связь с окружающим миром и при смерти человека уходила  в Верхний мир, во Вселенную.

Только при наличии здоровых сильных трех кут-душ, объединенных жизненной силой сюр, человек становился истинным полноценным человеком. Эти три своего рода информационные матрицы передавали в пространство определенные сигналы о человеке, эти сигналы шли сквозь время и пространство, поэтому за грехи предков отвечали потомки. Человек умирает, а информация о нем еще долго сохраняется в пространстве.

Видимо, поверья о трех составляющих человеческой сути, объединенной некой жизненной силой, и породили в некоторых местах культ тюктюйэ.

По рассказам стариков-знатоков старины тюктюйэ имеет двойственное понятие, связанное и с добром, и со злом.

Когда хотели уберечь кого-либо от болезней, от разных невзгод, то шаман совершал тайный ритуал и помещал одну из трех кут-душ  в незначительный предмет в виде бусинки, перышка, серебряной подвески, маленькой неприметной фигурки. Этот незаметный предмет иногда смешивали с безделушками и различной мелочью для шитья, и хранили. Порой такой предмет прятали в недоступном месте. Этот обряд делался для благого дела, для сохранения жизненной силы человека и оберега более уязвимой части сути человеческого существа.

 

Тюктюйэ имеет еще одно значение.  У древних тюрков был керамический сосуд для хранения или транспортировки (пепла-золы) праха умершего. У древних саха так же был такой сосуд для транспортировки и захоронения праха. Бывали обстоятельства, когда смерть настигала человека в пути, (особенно боотуров в бою) далеко от родных мест и надо было довезти его прах до родины.

Как считают этнографы, в таких случаях тело сжигали с соблюдением погребальных ритуалов, а пепел-золу помещали  в специальный керамический сосуд для транспортировки – тюктюйэ. Эти сосуды, видимо, имели особенное украшение в виде каких-то символов.

Как-то мне попались в соцсетях записи известного краеведа Прокопия Ноговицына. Краевед поделился своими знаниями и предположениями о сосуде-тюктюйэ: «Где-то читал номох (предание) про боотуров. Настигли враги знатного боотура – окружили. И боотур говорит своим врагам: «Я много сделал для своего племени и мне, как знатному боотуру, положено «тэллэх –суорҕан» – «ложе-покров» из врагов». И потупили взоры окружившие его боотуры-противники, и знатный боотур сразил из стрелы двух их боотуров, и только потом его закололи. Потом, наверное, сделали знатному боотуру «одеяло и ложе» из праха-күл (күл >кюл – пепел/ зола) этих боотуров, рассеяв в могиле на тэбиэх-склепе. В старину нравы были суровые, но и благородные – никаких издевательств над врагами.

 

Археологи нашли у нас в Эркээни захоронение юного боотура и у него в ногах стоял «тюктюйэ» с человеческим прахом… Юный боотур был убит орудием в затылок, рана в черепе была четырехугольной от бронебойного копья или стрелы. Друзья-сородичи настигли убийцу и привезли прах, однако, я так думаю…».

Таинственный ритуальный тюктюйэ имеет и такое значение.

 

Как описывают исследователи, даже бывают тюктюйэ  в виде столба наподобие сэргэ. Но этот ритуальный объект был плоский, напоминающий грубо стесанную человеческую фигуру с лицом. Именно эти тюктюйэ связаны со злом…

Такие атрибуты страшного культа имеют и иное название-тобулгах. Об этом я расскажу в другой статье, посвященной древним забытым культам некоторых родов саха.

Варвара КОРЯКИНА

(продолжение следует)

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

ЧИТАТЕЛЯМ
АФИША 3D-КИНОТЕАТРА
МАТЕРИАЛЫ по ВОВ
БИБЛИОНОЧЬ-2020
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ!
ОЦИФРОВКА “ИНДУСТРИЯ СЕВЕРА”
ОФ.ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
НЕРЮНГРИНСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ОКЛ
ЗАКАЗ НОРМАТИВНОГО АКТА
ЧИТАТЕЛЯМ
РЕГИСТРАЦИЯ НА ЛИТРЕС
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
ПРОДЛЕНИЕ АБОНЕМЕНТА
ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ
РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕКИ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
ПРАВОВОЙ СТАТУС БИБЛИОТЕКИ
КОЛЛЕГАМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ
КЗД Нерюнгринского района 2020
КЗД РФ
КЗД САХА(ЯКУТИЯ) 2020
ПРОФСОЮЗ МБУ НГБ
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ
ВИДЕОКУРС “ЛЕГКО С PROSHOW PRODUCER”
АФИША МЕРОПРИЯТИЙ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Национальный проект “КУЛЬТУРА”
ФОРУМ (общение)
ССЫЛКИ НА СОЦ.СЕТИ
© 2021 МБУ "Нерюнгринская городская библиотека"

УЗНАТЬ НОВОСТИ ПЕРВЫМ!



Даю согласие на обработку своих персональных данных
Соглашение на обработку персональных данных

Мы используем cookie.
Во время посещения сайта МБУ “Нерюнгринская городская библиотека” вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее