8 (41147) 4-05-30

mby-ngb@mail.ru metod76@mail.ru

РФ, Саха (Якутия),

г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29

09:00 - 19.00

рабочие дни: ПН-ПТ, ВС, выходной: СБ

СОСУД, В КОТОРОМ НАХОДЯТ ПОКОЙ ДУШИ ЛЮБИМЫХ

 Новости          Обсудить

 

(Продолжение)

Предметы  древних обрядов где-то  хранятся и по сей день…

Любой может столкнуться с забытыми тайнами этих культовых вещей. Благодаря нашим исследователям прошлого, мы можем кое-что знать об этих объектах.

Фольклорист, этнограф, археолог Сэһэн Боло–Дмитрий Дьячковский собрал бесценные материалы по устному народному творчеству саха, оставил свои труды для нас, для потомков. Я не перестаю восхищаться этим ученым, преданным своему делу, именно он по крупинкам собирал мифы и предания древности и сохранил для последующих поколений.

Его труды были изданы в виде книги «Лиэнэҕэ нуучча кэлиэн иннинээҕи саха олоҕо» («Прошлое саха до прихода русских на Лену»).

В этой книге находим описание разновидностей тюктюйэ, которые исследователь собрал из разных источников. Здесь тюктюйэ предстают как хранилища духа умершего человека, даже несколько раз подчеркнуто «любимого человека, отошедшего в мир иной»:

 

«Берестяной тюктюйэ тангара (божество). В старину саха дух умершего любимого человека замуровывали в глухо зашитый со всех сторон берестяной мешок-тюктюйэ, который был украшен на четырех углах волосяными кисточками, сделанными из конской гривы. На тюктюйэ наносилось изображение усопшего, и эта реликвия хранилась в доме. Этот тюктюйэ висел и все время издавал странные звуки наподобие жужжания.

К этой вещице относились с почестями, постоянно умащивали маслом.

 

Кюпсюй в древние времена тоже являлся хранилищем духа умерших. Брали полый обрубок дерева, и там особыми деревянными пробками закрывался дух любимого человека, отошедшего в мир иной. Так же на нем символически изображали человека, чей дух покоился в этом своеобразном сосуде. А само вместилище прятали за балку потолка юрты. Весной при помощи ойууна-шамана спускали тюктюйэ и выносили на улицу, слегка постукивали деревянной палкой, тогда тюктюйэ издавал звуки, подобные вздохам. Если хозяева-хранители такого тюктюйэ умирали, то кюпсюй вешали на ветку высокой лиственницы в трех-четырех саженях от земли.

 

Тюктюйэ. Брали два глиняных специальных сосуда с символическим рисунком лица усопшего любимого человека и замуровывали его дух, запечатывали эти сосуды, соединив их горлышками, смазывали особой глиной и завязывали волосяными веревками. Затем закапывали под старой лиственницей или в доме на левой стороне. Если кто-нибудь находил такой старинный сосуд-тюктюйэ и разбивал его, то сразу падал замертво, сраженный древней магией».

Загадочные обряды и культы древности. Стоит ли о них вспоминать в наше современное время? Но ведь это же наше прошлое, жизнь наших предков, строивших свою, понятную только им, картину Мироздания, осознание Жизни и Смерти, Души и Духа.

Все эти магические действия как бы являются одним из видов специфических защитных механизмов этнической культуры, своеобразным видением реальности и картины Мира. Без глубинного восприятия, основанного почти на генном уровне этой этнической картины Мира и мифо-ритуальных традиций, народ теряет мировоззренческую основу своего Бытия.

 

Варвара КОРЯКИНА,

г.Нерюнгри.

 

 209 просмотров,  1 просмотров сегодня

 

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.