8 (41147) 4-05-30

mby-ngb@mail.ru metod76@mail.ru

РФ, Саха (Якутия),

г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29

09:00 - 19.00

рабочие дни: ПН-ПТ, ВС, выходной: СБ

Шаманизм

 Корякина          Обсудить

ДРЕВНИЕ ПОВЕРЬЯ О ШАМАНАХ-ОЙУУНАХ

Шаманизм – это не отдельная религия, как привыкли считать некоторые. Шаманы не колдуны и не маги, а служители древнейшей религии человечества.

Исконный шаманизм у саха имел две стороны. Белые Шаманы – служители и жрецы Белой религии Аар Айыы, это Великие Учителя. Черные Шаманы – целители, знахари, которые боролись с темной энергией разных болезней. Они не слуги темных сил, как иногда представляют некоторые исследователи. В отличие от Белых Шаманов, которые могли общаться только со Светлыми Божествами, Черные Шаманы были вхожи и в Верхний, и Нижний миры в поисках причины болезни.

У саха шаманом становится тот, кто по природе должен стать им. Искусственность в шаманизме отрицается. Наследственность тоже выражена неярко. Дети шамана могут и не наследовать дар родителя. «Духи» умерших шаманов вселяются в своих избранников, и такой человек становится шаманом.

Но в большинстве случаев шаманами становится люди, которые генетически расположены к шаманскому искусству и имеют особый дар от природы.

О рождении Великого Ойууна другие шаманы и ясновидцы знают заранее. Природа сама тоже по — своему «отмечает» это: рождение или смерть великого шамана сопровождается бурей и метелью, обильным снегопадом и сильной грозой, сверкающими молниями. Вселенная точно реагирует на такое событие. На все земные события Вселенная отвечает своими особыми вибрациями.

Как гласят древние поверья, даже очень талантливый от природы шаман обязательно должен пройти посвящение. Посвящение происходит по-разному для Айыы Ойуунов и Ойуунов – Целителей.

Айыы Шаманы не обязательно болеют шаманской болезнью с рассеканием тела, но проходят обязательное посвящение под руководством Великого Айыы Шамана и сдают особый экзамен перед ним. Основное посвящение Айыы Шамана – это получение разрешения на проведение обрядов моления к Высшим Небесным Силам, обрядов обращения к Земным Добрым Духам. Знание древних традиций и обрядов, умение их проводить, высокая духовность и эрудиция Айыы Шамана оценивались очень высоко.

После посвящения Айыы Шаман становился проповедником верования Айыы среди людей. Без такого особого посвящения никто не имел права проводить обряды Айыы: поклонения и моления святым местам, проведение культовых и обрядовых праздников саха. Без такого посвящения никто не отваживался проводить священные обряды. Вселенная может покарать, божества могут разгневаться. Только слова и моления посвященного в великую тайну мироздания, в могучую силу слова, Айыы Шамана могут быть услышаны Всевышним Творцом и вызвать отклик от Вселенной.

В конце посвящения Великий Айыы Шаман перед Высшими Силами, перед Священным Огнем проводил обряд посвящения нового Айыы Шамана. Старейший Великий Айыы Шаман молился Высшим Богам – Аар Айыы, просил их благословления к неофиту. Затем окроплял святой водой новоизбранника. Далее через Священный Огонь обращался к Добрым Земным Духам, прося их быть снисходительными к молодому шаману. Посвящаемый во время благословления и посвящения стоял на коленях, обращенный лицом к востоку и к огню. В конце обряда Великий Айыы Шаман надевал на неофита белое одеяние и все другие облачения шамана Айыы. После этого новопосвященный шаман Айыы долго молился Аар Айыы, Добрым Земным Духам, давая древнюю ритуальную клятву Айыы Шамана быть верным своему делу. Саха всегда очень боялись нарушения клятвы, так как это могло повлечь за собой страшную кару.

После такого рода посвящения и получения разрешения от Высших сил новопосвященный проводил свои первые обряды перед народом. Его обряды оценивались Великим Айыы Шаманом, старейшинами и мудрецами племени.

Посвящение Шаманов — Целителей отличалось от посвящения Айыы Шаманов. Старший Шаман – наставник новоизбранника обучал искусству Шамана — Целителя. Избранник обязательно должен был проходить стадию шаманской болезни первого посвящения – рассекание астрального тела неофита. Никто из смертных не должен видеть это таинство. Тот, кто увидел это, лишается покоя на всю оставшуюся жизнь, заглянувший во врата иного мира никогда не станет прежним. Эту заповедь никто никогда не нарушал. Обучение искусству Шамана — Целителя было очень долгим и очень трудным. Шаман – наставник водил своего ученика в долгое экстатически–трансовое путешествие. Он сначала показывал места обитания корней болезней, учил, как к ним обращаться. Наставник и ученик, по результатам рассекания тела, очень хорошо знали о том, корни каких болезней к ним более благосклонны. Корни болезней – это страшные демонические силы Космоса. Они обитали в Нижнем Мире, а в Верхнем Мире они занимали в основном западную часть неба.

При рассекании тела неофита и при делении его тела между этими силами некоторым ничего не достается от тела рассекаемого. Вот эти самые духи, которым достались части рассекаемого тела будущего Шамана – Целителя, и становятся благосклонными к неофиту. И поэтому каждый шаман хорошо знал, какие болезни он может вылечить, а какие нет.

Наставник обучал посвящаемого, как обращаться ко всем силам Космоса. Под его руководством шаман достигал тайны шаманских слов и обрядов, учился лечить людей, предсказывать будущее и многое другое. Шаман — наставник проверял петли ошибок и недостающих элементов в подготовке шамана. Затем наставник учил неофита искусству камлания, учил, как правильно пользоваться бубном, раскрывал секреты шаманского костюма. Они камлали в течение трех суток с остановками для отдыха и приема пищи. Такие обряды совершались в летнее время и в безлюдных местах. Если кто из простых смертных увидит этот таинственный магический обряд, навсегда лишается покоя и разума. Эти действия, выходящие за рамки реальности, не для глаз и ума простого человека. Приоткрывший завесу потустороннего мира никогда не станет прежним, он станет уже иным.

В конце посвящения неофит камлал, как бы сдавал экзамен своему учителю. Затем наставник надевал на неофита предназначенный ему костюм и давал в руки бубен, в соответствии с уровнем его шаманских сил. Наставник, разводя костер, принимал клятву новоизбранника. Новоизбранный Шаман — Целитель, сидя на конском черепе перед огнем, вызывал в свидетели Космические силы, давал страшную клятву.

После такого посвящения шаман приобретал силу и уже имел право проводить любые обряды и лечить людей.

Каждый шаман имеет духов – помощников и духов покровителей, к которым он обращается во время камлания. Духи – помощники выступают в образе преимущественно диких зверей, рыб и птиц, а духи покровители, как правило, духи умерших предков шамана. Каждый шаман имел их изображения – вместилища.

Большинство шаманов используют во время камлания бубен. По понятиям шаманизма, бубен является конем, а колотушка – кнутом. Бубен для шамана – крылатый конь, на котором он ездит по трехмерному миру. Он является и советником шамана. Существует обряд оживления бубна, после этого бубен становится неотъемлемой частью сущности шамана. По звукам бубна можно сразу определить уровень шамана, даже можно узнать, чем занимается шаман, по какому миру путешествует, с кем борется. Шаманы, как правило, имеют специальный ритуальный костюм, состоящий из особым образом изготовленных головного убора, плаща и обуви. Все эти атрибуты изготавливаются сородичами шамана, это тоже не простые люди, они обладают разными, данными свыше, талантом и даром. Бубен, колотушка и костюм шамана – это отражение целого мира, в них заключена тайна, особая магическая сила космоса и космологические понятия шаманизма. Все они заговорены свыше и в них – тайные знания, эзотерическое учение древних предков. Поэтому нельзя надевать костюм шамана и брать в руки бубен.

Очень много поверий и легенд сложено о шаманах, отошедших в иной мир, или, как говорят саха, улетевших в свой дабын. После смерти шаманов их воздушная душа – салгын кут долго остается в околоземном пространстве или астральные силы шамана не перестают действовать.

В древности саха хоронили своих шаманов в наземных сооружениях – арангасах. Тело шамана клали в выдолбленную из толстой лиственницы колоду и прикрепляли клином на специально сделанных столбах. Арангас сооружали юноши–девственники. Когда погребальное сооружение разваливалось, родственники потомки шамана хоронили его вторично. При этом строго соблюдался древний обычай. Камлал шаман, совершал обряд, для жертвы закалывали беломордого жеребца черной масти. Когда арангас второй раз сгнивал и разваливался, совершали обряд третьего поднятия останков шамана. А когда наземная могила шамана разваливалась третий раз, прах шамана предавали земле. При этом тоже камлал шаман и совершал обряд с жертвенным животным.

Люди всегда суеверно боялись шаманских могил. Иногда шамана хоронили со всеми его атрибутами тогда они и после смерти очень долго действовали, сильное биополе и духи – помощники шамана и даже после смерти охраняли могилу и сородичей. Даже огонь лесного пожара не приближался к шаманской могиле, это наблюдали многие очевидцы.

После смерти шамана его связь с космосом остается и даже усиливается. По древним шаманским верованиям, шаманы долгое, время даже после смерти, держали космическую связь. Существовало поверье, что слабый шаман данную связь держал до 44-х лет и уходил в небытие. Средней силы шаман – 250 лет, а сильный и великий шаман держал связь с Космосом, с необъяснимыми невидимыми сакральными силами до 400 лет. В этом явлении мы видим проявление исконных законов Вселенной, поэтому даже после смерти шаманы могли воздействовать на окружающих, помогать ближним, наказать осквернителей могил. Эти проявления идут через тонкий мир нашей Вселенной. Действительно, человек отвечает перед Вселенной за свои поступки.

Шаманы — представители древнейшей общечеловеческой космической культуры. Это люди вне времени и пространства. Они остаются связующим звеном между Высшим Космосом и людьми, являются носителями древнейших космических секретов и древнейшего забытого сакрального учения. Они совсем немногочисленны, а великие и сильные шаманы, приходят один раз в тысячу, пятьсот, сто лет.

Еще много тайн хранит народ саха, много тайн хранит окружающий мир.

Варвара КОРЯКИНА, ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы

 

 

 660 просмотров,  1 просмотров сегодня

 

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.