Читающие студенты болеют меньше!
В 2015г. студентка 4 курса, кафедры «Горное дело» СВФУ, Цыденова Яна, провела исследование причин и факторов, влияющих на здоровье студентов, проживающих в общежитиях г. Нерюнгри. Выводы исследования говорят о том, что студенты легкомысленно относятся к своему здоровью: не соблюдают режим дня, долго работают за компьютером, ведут не активный, сидячий образ жизни, к тому же, значительное влияние оказывает адаптация к климату. В своих рекомендациях автор исследования говорит, что многих болезней можно было бы избежать. Для этого необходимо заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, правильно питаться, в этом студентам помогут такие издания:
- Демирчоглян Г.Г. Человек у компьютера : Как сохранить здоровье. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2001. – 240 с. : ил.
- Здоровое питание. Здоровый образ жизни. – М.: 3-46 ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2002. – 237 с.- (Медицина и здоровье).
- Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
- Кожин А.А. Здоровый человек и его окружение: учеб. для студ. сред. мед. учеб. Заведений / А.А. Кожин, В.Р. Кучма, О.В. Сивочалова. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 400с.
- Воробьев В.И. Есть можно все! Революционная система питания и оздоровления. – М.:Изд-во Эксмо, 2005. – 384 с.
- С.В.Филатова. Как улучшить зрение. – Харьков : Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга» ; Белгород : ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2011. – 320 с. : ил. – (Серия «Домашняя медицинская энциклопедия»).
ИССЛЕДОВАНИЕ
Проблемы здоровья студентов, проживающих в общежитии, в связи с учебным процессом
Цыденова Я.С., студентка
Технического института (филиала) ФГАОУ ВПО «СВФУ»,
г. Нерюнгри
Научный руководитель:
Погуляева И.А., к.б.н.
В нашем современном обществе проблема состояния здоровья студентов является очень важной. Здоровье – состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни [1]. У студентов система формирования здорового образа жизни существенно подорвана, а новая – только создается, что является одной из причин плохого отношения студентов к своему здоровью, к здоровому образу жизни и влечет за собой негативные последствия. При поступлении в вуз у большей части студентов происходит изменение привычных жизненных стереотипов, смена места проживания, изменение условий самостоятельной работы, смена режима и качества питания (так, очень мало студентов принимает горячую пищу хотя бы один раз в день). При этом значительная часть студентов проживает в общежитиях. Важным фактором, отягощающим обучение в вузе, является постоянная необходимость совмещения учебы с работой. Все это в целом приводит к значительному нарушению режима дня.
Цель работы: выявить основные проблемы, связанные с состоянием здоровья студентов, проживающих в общежитии ТИ (ф) СВФУ в г. Нерюнгри.
Задачи: 1) разработать анкету; 2) провести анкетирование студентов проживающих в общежитии ТИ (ф) СВФУ; 3) проанализировать результаты анкетирования и сделать выводы о влиянии процесса обучения на состояние здоровья обучающихся; 4) выявить основные факторы риска, влияющие на состояние здоровья.
В основу статьи были положены материалы опроса, проведенного среди студентов пяти курсов, проживающих в общежитии ТИ (ф) СВФУ в г. Нерюнгри. В общей сложности, в опрос были включены 96 человек, из них 53 девушки, 43 юноши. Анкета, разработанная нами, включила 12 вопросов, касающихся таких аспектов жизни, как распределение времени сна, спортивные нагрузки, состояние здоровья и его динамика.
Предварительно нами была высказано предположение, что процесс обучения влияет на состояние здоровья сразу по нескольким направлениям (рис.1)
Здоровый (условно здоровый) абитуриент |
|
Учеба |
Сон |
Нагрузки (психические и физические) |
Питание |
Движение(спорт) |
|
Больной (потенциально нездоровый) студент |
Проблемы с весом |
Прочие (акклиматизация) |
Проблемы сна |
Нагрузка на анализаторы |
|
Сон |
Нагрузки (психические и физические) |
Питание |
Движение(спорт) |
|
Больной (потенциально нездоровый) студент |
Проблемы с весом |
Прочие (акклиматизация) |
Проблемы сна |
Нагрузка на анализаторы |
Результаты опроса студентов представлены в следующих таблицах.
Таблица 1
Курс |
Пол
|
Были ли проблемы со здоровьем до поступления
|
Имеются ли хронические заболевания |
Полноценно ли вы питаетесь |
Изменился ли ваш вес за время учебы (+ поправились; — похудели) |
||||||||||||||
Ж |
М |
||||||||||||||||||
Жен |
Муж |
Жен |
Муж |
Жен |
Муж |
Жен |
Муж |
||||||||||||
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
+ |
— |
+ |
— |
||||
1 |
16 |
10 |
4 |
12 |
4 |
6 |
7 |
9 |
4 |
6 |
11 |
5 |
4 |
6 |
4 |
14 |
4 |
6 |
|
2 |
7 |
10 |
3 |
4 |
1 |
9 |
2 |
5 |
0 |
10 |
5 |
2 |
5 |
5 |
4 |
2 |
4 |
6 |
|
3 |
6 |
6 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
2 |
1 |
5 |
4 |
2 |
|
4 |
21 |
11 |
5 |
16 |
4 |
7 |
5 |
16 |
9 |
2 |
13 |
8 |
6 |
5 |
11 |
10 |
7 |
4 |
|
5 |
3 |
6 |
1 |
2 |
2 |
4 |
1 |
2 |
1 |
5 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
|
∑ |
53 |
43 |
16 |
37 |
13 |
30 |
18 |
35 |
17 |
26 |
34 |
19 |
22 |
21 |
21 |
33 |
22 |
21 |
Таблица 2
Курс |
Изменилось ли ваше зрение (+ улучшилось; — ухудшилось) |
Являетесь ли вы метеозависимым человеком |
Легко ли вы привыкаете к новому месту жительства |
За время учебы ваше здоровье изменилось (+ в лучшую сторону; — в худшую сторону; 0 не изменилось) |
||||||||||||||
Жен |
Муж |
Жен |
Муж |
Жен |
Муж |
Жен |
Муж |
|||||||||||
— |
+ |
— |
+ |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
+ |
— |
0 |
+ |
— |
0 |
|
1 |
14 |
2 |
7 |
3 |
5 |
11 |
3 |
7 |
11 |
|
|
5 |
1 |
4 |
11 |
0 |
3 |
7 |
2 |
6 |
1 |
5 |
6 |
5 |
2 |
5 |
5 |
4 |
|
|
3 |
0 |
3 |
4 |
1 |
0 |
9 |
3 |
4 |
2 |
4 |
2 |
2 |
4 |
1 |
5 |
5 |
|
|
1 |
0 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
5 |
5 |
6 |
15 |
6 |
5 |
6 |
7 |
|
|
14 |
1 |
4 |
16 |
0 |
2 |
9 |
5 |
1 |
2 |
4 |
2 |
0 |
3 |
3 |
3 |
2 |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
∑ |
41 |
12 |
25 |
19 |
27 |
26 |
17 |
26 |
29 |
|
|
24 |
3 |
15 |
35 |
3 |
9 |
31 |
Курс | Сколько часов спите | |||||||||||
Жен | Муж | |||||||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | >9 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | >9 | |
1 | 2 | 2 | 3 | 4 | 2 | 1 | 5 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 |
2 | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0 | 3 | 0 | 4 | 1 | 1 |
3 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 3 |
4 | 2 | 6 | 3 | 7 | 3 | 0 | 3 | 0 | 3 | 2 | 2 | 1 |
5 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 |
Также по результатам опроса была выявлено, что отдых большинство студентов (68 человек из 96 опрошенных) предпочитают проводить пассивно (компьютерные игры, работа в Интернете, сон), нежели активно (занятия спортом, прогулки). Тем самым, студенты компенсируют нехватку ночного отдыха и условно переключаются с более напряженной формы умственного труда на облегченную форму психологической разгрузки.
Проанализировав данные опроса, нами были сделаны следующие основные выводы.
1. Большинство студентов за время учебы потеряли в весе, несмотря на то, что большая часть их считает, что питается полноценно. Основной причиной этого, наряду с возросшими учебными нагрузками и, следовательно, нагруженным режимом дня, является несвоевременное и нерациональное питание, преобладающее у студентов, проживающих в общежитии. Как показал опрос, основной список блюд включает лапшу быстрого приготовления, рис, картошку, реже супы. Следовательно, пища бедна белками и витаминами.
2. Большинству студентов не хватает времени для полноценного ночного отдыха, что многие компенсируют дневным сном. Это, в свою очередь, к сожалению, сказывается на процессе обучения (студенты спят во время занятий). Особенно актуальна данная проблема для студентов младших курсов и выпускников.
3. Основная нагрузка приходится на зрительный анализатор – большинство студентов отмечают ухудшение зрения. Особенно тревожным этот показатель является для студентов первого курса, что, естественно, объясняется возросшей нагрузкой в связи с активным использованием компьютеров. Также обращает на себя внимание тот странный факт, что ухудшение зрения студенты не связывают с общим ухудшением состоянием здоровья.
4. Большинство студентов, проживающих в общежитии, приехали из других регионов Якутии, следовательно, должны пройти климатическую адаптацию. Климат южной части Якутии, где расположена территория Нерюнгринского района, определяется горным рельефом и взаимодействием погодообразующих процессов, и характеризируется как умеренно континентальный – относительно мягкой зимой, прохладным и дождливым летом [2]. При этом основные проблемы для приезжих создают повышенный ветровой суточный режим, а также активные суточные и недельные колебания температуры и давления, что, в первую очередь, сказывается на метеозависимых людях. Проанализировав данные по занятости студентов в свободное время и выявив среди опрошенных тех, кто активно увлекается спортом, можно было бы отметить, что большая часть студентов, занимающихся спортом, легко привыкает к новому климату, в то время как среди студентов, не увлеченных какими-либо видами активного спорта, отмечено довольно большое число людей, испытывающих проблемы с климатической адаптацией.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать основной вывод: если до поступления большая часть абитуриентов – около 70% – не испытывала проблем со здоровьем, то в процессе обучения, несмотря на общее сохранение состояния здоровья на среднем уровне (около 69% студентов считают, что их здоровье не ухудшилось), у 69% опрошенных отмечено ослабление состояния зрительного анализатора, а у 56% – снижение веса.
Список использованных источников:
1.Сайт. https://ru.wikipedia.org
2.Сайт. http://strana-yu-ya.narod.ru
342 просмотров, 1 просмотров сегодня

главный библиотекарь МО МБУ НГБ
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.