КОЧУЮЩИЕ ПОД ЗВЕЗДОЙ ЧОЛБОН
В наш первозданно прекрасный северный край приходит белоснежная зима. На высоком молочно-белом от облаков небосводе кружится хоровод пушистых снежинок и мягким теплым девственно чистым покровом ложится на отдыхающую сонную землю. В это удивительное время года, когда на темном ночном небе звезды становятся ярче, воздух наполняется прохладной свежестью, на утреннем ярком солнце сияет, как алмазная россыпь и искрится, как тысячи мерцающих звезд, первый снег, коренные жители нашего края – эвенки празднуют Синилгэн – праздник первого снега, благословения зимовья. Синилгэн – праздник души и ликования эвенков, так как у них с этого сезона начинается великая охота. Слово «Синилгэн» означает «первый снег».
Синилгэн проводится по особому обряду. Эвенки каждым своим имеющим глубокие древние корни обрядом показывают уважение и преклонение перед силами природы. В этот сокровенный день старейшины просят у духа огня благословения для всех мужчин своего рода. В начале старейшины проходят обряд очищения через Чичипкан, который ограждает и защищает от злых духов леса, а потом молодые люди. Чичипкан – это особого рода сакральные ворота, сделанные из сросшихся стволов лиственницы или пихты. Потом многоуважаемая женщина рода просит у духа огня благословение и кормит священный огонь специальным угощением. После этого мужчины выполняют обряд добывания удачи для охотников. При этом сильные духом и одаренные охотники берут особый лук и идут на охоту. Когда удача добыта, женщины и дети встречают их с великим ликованием. Все становятся в хоровод и по кругу солнца устраивают древний танец hээдьэ с ритмичными напевами на эвенкийском языке.
Своего рода праздник первого снега Синилгэн прошел и в Нерюнгринской городской библиотеке в рамках Дня эвенкийской культуры. Праздник начался с Обряда очищения и благословления. Гости и участники торжества прошли через магический Чичипкан, были окурены священным дымом багульника и можжевельника. В нашу обычную городскую жизнь на мгновенье вошло нечто древнее и исконное, в душах появилось какое-то щемящее чувство обретения чего-то давно утраченного, забытого, но до боли родного, вечного и бесконечного, как сама Вселенная.
Обряд был проведен на улице у входа в здание библиотеки. После очищения и благословления участники и гости мероприятия попали в мир чудес и красоты. В фойе городской библиотеки была организована выставка прикладного искусства жителей эвенкийского села Иенгра. Творения рук искусных эвенкийских мастериц заворожило гостей. Стилизованные украшения с национальным орнаментом из многоцветного бисера, изделия из меха и замши, расшитое бисером праздничное убранство для ездовых оленей, обереги с таинственными древними символами, сувениры, прекрасные картины – все говорит о самобытности и природном таланте эвенкийского народа. В произведениях прикладного искусства отражено древнее мировоззрение эвенков, восхищение красотой окружающего мира, бесконечная любовь к своему родному краю.
И был замечательный концерт! Прозвучали завораживающие душу песни Никиты Оветчина «Эр Дуниэду», «Мит эвенкил», «Иенгра», а также народные эвенкийские напевы в исполнении Маргариты Кирилловой. Фольклорный ансамбль «Юктэ» показал хореографические композиции «Миф о создании эвенкийской земли Дулин Буга», «Эгэлей», «Танец с бубнами (Хэя-я)» и другие. В красивом танце ожили древние, пришедшие с глубины веков мифы и легенды эвенков.
Как же без поэзии? Внучка знаменитых педагогов-просветителей Кронгауза Б.Л. и Монаховой И.В. Рахава Крогнгауз продекламировала стихотворение «Каравил». Дочь ученых – тунгусоведов Ольга Кронгауз — Максимова подарила зрителям свои проникновенные стихи.
Зрители встречали исполнителей бурными овациями.
Иенгринских гостей приветствовали Акрам Наджапов — руководитель Нерюнгринского отделения общественного движения «Ассамблея народов Республики Саха (Якутия)», Татьяна Ивановна Знаменщикова — организатор и душа литературной гостиной «Встреча», поэт и композитор Зоя Петровна Гуринчук.
Отделом краеведческой литературы Нерюнгринской городской библиотеки издан сборник сочинений учащихся МОУ ЗСОШИ им. Г.М. Василевич «Иенгра — моей судьбы начало…», в который вошли полные любви и нежности к родному краю сочинения учащихся, интересные рассказы о жизни в тайге.
Праздник завершился флешмобом «Улыбайся» и хороводом hээдьэ со зрителями.
Так прошел День эвенкийской культуры. Жители Нерюнгри прикоснулись к культуре одного из древнейших народов мира. История эвенков хранит в себе столько загадок и тайн, что разгадывать их предстоит еще не одному поколению людей. Хитросплетения реальных событий, человеческих судеб и политических коллизий древних цивилизаций легли в основу легенд о Северной Земле и Северном Человеке.
Летописцы Поднебесной подробно рассказывают о народе, живущем в «снежной суровой стране» в конусообразных жилищах (чумах), как о прекрасных охотниках и смелых воинах, которых не удалось покорить ни одному отряду обученных императорских воинов. Но самое главное, в этих древних хрониках рассказывается о сушенях — ловких «следопытах верхом на оленях», о народе, который одомашнил дикого оленя, и тот «дает им молоко и возит на санях».
В более поздних хрониках прослеживается путь развития прямых потомков сушеней — чжурчженей (уэней, уэньков), объединенных в одну империю, которая в начале VI века получила наименование Золотой империи чжурчженей, в которую входили свободные племена уэней, уэньков. Не отсюда ли название эвенов и эвенков?
Золотая империя, соперничающая с Поднебесной (Китаем), постоянно отражающая нападения предков монголов-киданей, охватывала территорию современной Кореи, побережье Охотского моря, Забайкалье и северные территории. И, самое главное, жители говорили на едином, тунгусо-маньчжурском языке, у них была письменность и культурные центры. Об архитектурной значимости их свидетельствуют археологические находки в Эвенкии и на берегу реки Тунгуски.
Золотая империя почти одновременно с Киевской Русью пала под копытами конницы Великого Чингисхана. Но ей не удалось, подобно Руси, возродиться — были стерты с лица земли все города, уничтожены литературные памятники, даже надписи на городских стелах и могильных плитах были сколоты.
Эвенки навсегда потеряли свою прародину, но это не означ
ает, что этот народ — без прошлого: устное поэтическое творчество сохранило предания о былом величии и память о могучих богатырях — сонингах. И вот что удивительно: у всех эвенков, расселившихся от берегов Тихого океана до Ледовитого океана, единые герои устных произведений и единые своды высоконравственных законов предков, которые были пронесены через века и дошли до нашего времени в виде устных житейских наставлений. И хотя мы живем не в тайге и не в тундре, но некоторые из этих древнейших заповедей не помешало бы нам, современным людям, запомнить:
- Все, что даруется тебе небом, не жалей для людей.
- Иди только по следу достойного человека.
- Не бойся трудностей, без них не проживешь.
- Добро из себя выпускай, а зло в себе подавляй.
- Не ищи вину невиновному – это тяжкий грех.
- Не радуйся плохому, даже если тебе от него польза.
- Свои прихоти во вред другим не баюкай.
- Не забывай, что грехи приходят незримо.
- Помни, что доброе слово вечно…
Варвара Корякина,
библиотекарь отдела краеведческой литературы
Нерюнгринской городской библиотеки
455 просмотров, 2 просмотров сегодня
главный библиотекарь МО МБУ НГБ
Добрый день! Очень правильные и нужные слова написали о древнем и уникальном этносе Тунгус — Эвенк. И это правда культурные и историческое наследие, обычаи, традиции, язык исчезает потому что практически нет обучения в городских школах и не говорят в семье. Нет языка — нет этноса. Надо воэрождать этнос через свой родной язык. Всем носителям эвенкийского языка предложить проводить в библиотеках города обучению языку в определеные часы. Для этого надо проводить рекламу и всевозможные тематические вечера с призами. Это будет патриотично, не просто говорить красивые слова а любить и делать посильную помощь ради воспитания гордости за свою малую и большую родину!!!С уважением Клавдия Петровна
Клавдия Петровна, добрый день! Спасибо за комментарий. Вы безусловно правы. И мы в библиотеке проводим много краеведческих мероприятий.