8 (41147) 4-05-30

mby-ngb@mail.ru metod76@mail.ru

РФ, Саха (Якутия),

г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29

09:00 - 19.00

рабочие дни: ПН-ПТ, ВС, выходной: СБ

ИСТОРИЯ ОДНОГО СТАРИННОГО ЗДАНИЯ В ЯКУТСКЕ

 Новости          Обсудить

 

Это было давно.  Бродила по притихшему осеннему Якутску. Свинцово-пасмурное небо, холодный пронизывающий ветер, моросящий грустный дождь навевали что-то необъяснимое — то ли печаль, то ли щемящее душу воспоминание.

Шла мимо бывшего Якутского драматического театра. Здание стояло заброшенным и опустевшим. Я знаю, что это здание – мистическое место, в нем живет  утраченное, ускользнувшее в небытие Время. С темных окон театра глядело на меня Прошлое…

С этим архитектурным шедевром почти трехвековой давности связаны  много важных и знаковых событий города Якутска и не только.

Красивое строгое и лаконичное здание имеет  долгую историю. Самое старинное из первых каменных сооружений старого Якутска, когда-то это был Свято-Троицкий собор – первый Кафедральный собор Якутской епархии Русской православной церкви. Император Петр I сам лично дал разрешение на строительство этого каменного храма. На строительство этого великолепного собора ушло 20 лет, строительство началось в 1708 году и завершилось в 1728 году, по завершению строительства храм был освящен 23 июля 1728 года. В этом году 23 июля исполняется 290 лет со дня окончания строительства Свято-Троицкого собора. Дата не совсем круглая, но все же знаменательная.

В изначальном варианте собор был отстроен в московском храмовом стиле XV века, который представлял собой высокий куб с одним куполом, устремленным ввысь к северным высоким небесам.

Когда Свято-Троицкий собор стал кафедральным, внешний вид церковного здания изменился, с четырех сторон были сделаны пристройки, появились новые купола, еще была построена отдельная колокольня.

19 июля 1859 года в Свято-Троицком кафедральном соборе города Якутска состоялась первая Божественная литургия на якутском языке. Евангелие на якутском языке читал сам святитель Иннокентий Вениаминов.

Как гласят сохранившиеся документы, один из очевидцев записал:

«С раннего утра толпы народа спешили к соборной церкви, которая едва ли когда вмещала столько молящихся, как в тот день. Тут были и якуты, были и русские, большая часть которых знает якутский язык не хуже туземцев… Первые звуки якутского языка, на котором отправлялось решительно всё богослужение, казались удивительными для самих якутов…

Якутов до того тронуло это событие, что родоначальники их от лица всех своих собратий представили Владыке Иннокентию покорнейшую просьбу, чтобы 19 июля навсегда было днем праздничным, потому что в этот день они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своём».

В следующем 2019 году будет 160 лет, как впервые святое писание прозвучало на якутском языке, благодаря многолетнему труду целой плеяды известных своими богоугодными делами, высокой духовностью и нравственной чистотой священнослужителей-миссионеров, возложивших много сил для перевода священных текстов.

С течением времен в Якутске были построены другие храмы и соборы, отличающиеся изысканностью и богатством архитектурного великолепия, но, как вспоминают старожилы столицы, этот старинный храм всегда был полон прихожан, верующие любили это намоленное святое место.

После революции в конце двадцатых годов двадцатого века Собор был закрыт. С этого времени началась иная, но не менее интересная и загадочная, жизнь этого церковного сооружения. В 1929 году с храма сняли купола, а высокая красивая белокаменная колокольня была разрушена до основания. Собор стал Храмом Искусства. В здании был размещен Национальный театр, где на сцене блистали первые талантливые и именитые якутские актеры.

Для нас, для современных людей, это здание всегда ассоциируется именно с театром и тесно связано с историей театрального искусства.

В начале 20-х годов прошлого века дореволюционный любительский национальный театр был реорганизован в Народный театр с русской и якутской труппами. 17 октября 1925 года якутская труппа, состоящая из активистов культурно-просветительского общества «Саха омук»,  Народного театра открыла театральный сезон постановкой комедийной пьесы «Злой дух» одного из основоположников якутской литературы Николая Неустроева. Постановка была успешной, восторженно встречена зрителями и знатоками театрального искусства. И эта премьера стала днем рождения нового театра – Государственного национального театра. В 1926 году решением Совнаркома Якутской АССР был создан Государственный национальный театр. Директором был назначен первый якутский талантливый драматург и поэт Анемподист Софронов – Алампа. В качестве режиссера был приглашен Дмитрий Большев из Вилюйска, который организовал в своем городе самодеятельный театр и успешно работал в 1919-1920-х годах в театральной секции культурно-просветительского общества «Саха Аймах». Репертуар только что созданного театра был широкий и разнообразный, очень интересный по своему содержанию.

 

Во времена перемен лучшие творческие люди всегда размышляют о прошлом своего народа, об истоках и корнях своих, ищут отгадки грядущего в прошлом.

Впервые 18 февраля 1928 года была представлена сценическая версия олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» Платона Ойунского. В этом году исполнилось 90 лет первой постановки олонхо. Несмотря на тяжелые политические обстоятельства, когда остро стоял вопрос о националистических взглядах среди ведущей части якутской интеллигенции, Анемподист Софронов, как руководитель театра, смог содействовать первой постановке олонхо на сцене якутского театра. Вышла в газете «Кыым» от 1 марта 1928 года статья Платона Ойунского о постановке Якутского национального театра по мотивам его олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», был взят небольшой отрывок в виде драмы «Туйаарыма Куо». В своей статье Ойунский дал  анализ постановки, подмечая слабые моменты,  выразил надежду и на дальнейшую театрализацию эпоса и пожелал успехов артистам молодого якутского театра. Это было своего рода благославление  известного поэта, писателя и политика, определившее путь якутского театрального искусства. Окончательный вариант трехактной драмы «Туналганнаах Ньуурдаах Туйаарыма Куо» был завершен П.А. Ойунским 29 июля 1930 года. Позже с 1934 года театр стал носить имя Платона Ойунского.

Якутское олонхо в репертуаре Якутского государственного национального  театра вновь появляется только в 1937-38 годах. Пожелтевшие страницы газеты «Кыым» за 1937 год сообщают, что 4, 5, 6 апреля 1937 года состоятся постановки на сцене Якутского государственного национального театра  по мотивам якутского олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» драмы П.А. Ойунского «Туйаарыма Куо». Режиссерами — постановщиками драмы указаны М.В. Жирков, Г.М. Туралысов и В.В. Местников.  До конца театрального сезона драма не сходит с театральной сцены и имеет огромный успех у зрителей. Шла постановка драмы П.А. Ойунского «Туйаарыма Куо» именно в здании бывшего Троицкого Собора. Это был первый триумф якутского театрального искусства.

Стены этого древнего в Якутии каменного храма слышали прекрасные чарующие голоса  наших певиц, стоявших у истоков театра – первой исполнительницы роли Туйаарымы Куо неотразимой Александры Новгородовой, несравненной Екатерины Захаровой, преждевременно угасшего «певчего жаворонка» якутской сцены, бесподобной Анны Егоровой, очаровательной Анастасии Лыткиной. В этих стенах ожили драмы Шекспира, произведения русских классиков, пьесы и оперетты якутских писателей. Среди народа до сих пор ходят легенды о театре тех времен. Столько прекрасных премьер было, бурных оваций прогремело в этом удивительном месте.

Дипломный спектакль молодого режиссера Андрея Борисова «Желанный голубой берег мой…» по повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» состоялся в 1982 году в этом же здании бывшего Кафедрального Собора. Это событие стало вехой в новом, совершенно другом пути Якутского драматического театра. Спектакль стал крупным художественным открытием якутского, российского театрального искусства. Это была последняя триумфальная премьера в этих старинных стенах.

В 1982 году Театр переехал на новое здание. Бывший храм долго пустовал, стоял заброшенным, пока им не заинтересовался директор Театра Эстрады Василий Филиппов, ведь те дни труппа театра была без собственного помещения. Древние каменные стены самого старого Собора Якутска снова приютили людей искусства. Здесь еще появился ресторан «Чароит».

В 1994 году открылась одна из тайн этого древнего сооружения. Когда шли ремонтные работы канализационных коллекторов, были обнаружены три захоронения священнослужителей. О том, что вокруг Кафедрального Собора был старинный погост, никто не помнил и не знал, в старых планах города Якутска он не значился. Судя по обнаруженным останкам, здесь хоронили священнослужителей. Скорее всего, погост, где нашли  вечный покой одни из первых священнослужителей Якутска, был очень старинным и небольшим по площади. В наши дни это кладбище у Троицкого Собора не имеет никаких внешних признаков.

 

Среди старожилов Якутска бытует много мистических легенд, связанных с этим храмом. Гуляя по осеннему городу, долго стояла у заброшенного здания бывшего Собора и Театра. Вдруг ко мне подошла пожилая женщина, она не представилась, просто спросила:

— Вы тоже здесь работали?

— Нет. Просто я люблю старинные здания, мне всегда интересно ловить в них ускользнувшее Время, — ответила я ей.

— А я давно девчонкой работала в швейном цехе театра. Когда мимо прохожу, всегда задерживаюсь и вспоминаю один загадочный случай…,- начала беседу моя новая знакомая.

Я сразу заинтересовалась ее рассказом. Несмотря на холодную погоду, мы с ней пошли в сторону площади Дружбы и сели возле Театра Оперы и Балета. Пожилая женщина начала свой рассказ:

«В 50-х годах прошлого века я была совсем молоденькая, после окончания семилетки устроилась в швейный цех театра, через знакомых узнали, что я хорошо шью и вышиваю. Тогда в театре ночным сторожем работал Слепцов Михаил Васильевич – очень общительный человек в возрасте. Был одиноким, поэтому жил в здании театра в маленькой комнатке, был очень аккуратным, сам умел мастерить, даже шить, поэтому его жилая комнатка была очень уютной.

Однажды Михаил Васильевич уехал по каким-то делам на родину, родом он был из Таатты. Начальство театра попросило меня заменить его на несколько дней, посторожить ночью. Три ночи дежурства прошли нормально, тишина и покой. Я делала два раза обход помещения и ложилась спать где-то с 2 часов ночи до 6 утра.

Но на четвертый день, в ночь последнего дежурства, произошло нечто странное. Глубокой ночью я легла на старый деревянный топчан, с головой укрылась одеялом, вроде уснула. Вдруг меня разбудило какое-то странное пение. Как церковное пение. Откуда-то издалека доносился  красивый голос. Я вышла в коридор. Там при свете тусклых лампочек в проеме двери — стройный силуэт священника в рясе…

Как ни странно, мне не было страшно. Я зашла в свою каморку, мои уста сами начали произносить молитву: «Отче наш». Сама даже удивилась, откуда-то я полностью знаю слова этой молитвы. Я ни библию, ни молитвослов   в руках не держала, никогда в церковь даже не заходила, я же комсомолка была тогда. А тут молитву знаю, оказывается. Мистика какая-то. Помолилась и все утихло. Я легла спать с чувством какого-то облегчения, с тех пор начался мой долгий путь к Вере и Богу.

Утром пришла домой и рассказала бабушке, я и раньше знала, что театр – это бывшая церковь. Бабушка, прослушав мой сбивчивый рассказ, сказала:

— Зиночка, люди рассказывали, что возле храма был когда-то в старину погост, где хоронили священников и знатных людей города, совершивших богоугодное дело. Может, потревожили их вечный покой, поэтому всякие вот такие странные явления происходят.

С этого дня я стала как-то по-иному смотреть на мир и на людей, на жизнь, вообще. Мне показалось, что я прикоснулась к вечности. И долго во мне звучало то прекрасное церковное пение.

Когда вышла на работу, встретила Михаила Васильевича. Уличив момент, чуть стесняясь, спросила:

— Михаил Васильевич, ночью здесь странные явления не происходят?

Старик удивленно на меня посмотрел, как-то странно улыбнулся, молча пожал плечами. Я сразу поняла, что он не желает говорить о таких вещах. Я постеснялась дальше спрашивать. Тогда мы, девчата тех лет, очень скромные и стеснительные были. С мужчинами не заговаривали первыми, я только вот с Михаилом Васильевичем могла запросто разговаривать, ведь он был такой общительный и добрый, у него всегда были шутки-прибаутки, все в театре уважали и любили его.

Вот такая странная история произошла со мной в те далекие 50-е. Я в театре всего полгода поработала, потом на учебу поступила, бухгалтером стала…

Но в театр этот старинный очень любила ходить, не пропускала ни одной премьеры, и сейчас хожу в театры», — закончила рассказ Зинаида. Мы попрощались и разошлись.

Я пошла опять же по улице Каландарашвили, снова мимо опустевшего старинного здания, которое хранило память о многих ярких моментах истории нашей столицы, жизни именитых людей республики.

 

22 января 2014 года епископ Ленский и Якутский Роман совершил молебен в помещении, где в былые времена находился иконостас. Стены старинного собора вновь, спустя почти три века, услышали церковное пение и слова священного писания. Храм вернулся к своим истокам. В конце мая 2014 года Министерство культуры Якутии передало здание Якутской и Ленской епархии.

В данное время после передачи Кафедрального Собора Ленской и Якутской епархии, ведутся восстановительные и реставрационные работы.

В планах — реконструкция колокольни, от которой остался только фундамент и восстановление воеводского дома.

16 марта 2016 года состоялась встреча архиепископа Романа с Виктором Дьяконовым — научным сотрудником Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН. По предложению архиепископа Романа Дьяконов В. М. и сотрудники института будут осуществлять археологический надзор территории Троицкого Собора, и проводить археологические изыскания.

Скоро, возможно, мы узнаем, какую загадку и тайну хранит территория этого древнего сооружения…

Время просто так не уходит, где-то в закоулках пространства оно иногда остается, и как таинственный волшебный мираж выплывает из глубин веков, и оставляет некий след в  душах.

 

Варвара КОРЯКИНА,

ведущий библиотекарь

отдела краеведческой литературы

Нерюнгринской городской б

 842 просмотров,  1 просмотров сегодня

 

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.