8 (41147) 4-05-30

mby-ngb@mail.ru metod76@mail.ru

РФ, Саха (Якутия),

г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29

09:00 - 19.00

рабочие дни: ПН-ПТ, ВС, выходной: СБ

К 1155 летию российской государственности…

 Новости          Обсудить

В январе в Нерюнгринской городской библиотеке стартовал проект «От России к Руси», посвященный выдающейся дате  российской истории. Очередное мероприятие «История России в лицах» было посвящено выдающимся деятелям истории, причисленным к лику Святых. С детства мы слышим слова «святой, «святость», Святая Русь», но всегда ли мы задумываемся, что они означают?

Всего за новейшую историю России к лику святых причислены более 1700 человек. Хотя за всю дореволюционную историю Русской церкви таковых было около 700.  В чем именно заключался их подвиг  — об этом мы старались разобраться с ребятами, воспитанниками республиканской футбольной школы.

Первыми канонизированными русскими святыми на Руси стали  братья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 году) — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Бориса и Глеба канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. Борис и Глеб могли начать сражение, защитить себя в единокровной схватке, но они предпочли смерть, нежели войну с братом.  Жизнь Святых была принесена в жертву основной христианской добродетели – любви. Об этом трагическом событии сохранился памятник древнерусской литературы «Сказание о Борисе и Глебе».

При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство. В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. Сын Святослава и внук св. Ольги  Владимир княжил с 980 до 1015 года.  Владимир, смелый и воинственный князь, огнем и мечом покорял своих соседей и без сожаления убивал противников. Как и большинство славян, он был язычником, поклонялся деревянным идолам, в честь которых приносили жертвы — животных и даже детей. Но со временем Владимир понял, что язычество не истинная вера, крестился и женился на сестре греческого императора. Вместе с Владимиром крестилось его войско, а затем и десятки тысяч жителей княжества. Всюду, где распространялось христианство, князь Владимир создавал школы, строил храмы, содержал священников.

Христианское учение изменило характер Владимира. Он стал доб­рым, милостивым. В народе его называли «ласковым князем Владимиром» или «Владимиром – Красное Солнышко», а православная Церковь за праведную жизнь и добрые дела причислила его к лику святых и назвала «Равноапостольным». Со времен св. Владимира наше отечество начало быстро и успешно развиваться. Языческая Русь стала СВЯТОЙ РУСЬЮ.

Ушаков

Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.
Согласно «канонической» версии Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В XIII веке Русь подверглась ударам с трёх сторон — католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой — и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии.
За подвиг терпения и выдержки в 1549 году Александр Невский был причислен к лику святых, в честь его в 1710 году основана Александро-Невская лавра (Санкт-Петербург).

Великий князь московский Димитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних. 240 лет продолжалось монголо-татарское иго, и в освобождении от захватчиков большую роль сыграл Дмитрий Донской. В 70−е гг. включился великий князь Димитрий в борьбу с Золотой Ордой. Это движение, вдохновляемое Русской Церковью, широко распространялось среди порабощенного народа. В 1376 г. состоялся победный поход на Волжскую Булгарию, в 1378 г. русскими было разбито посланное ханом Мамаем войско на Рязань. Еще через два года — Куликовская битва на тульской земле.  Канонизация состоялась на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве 6−9 июня 1988 г.

Легендарный флотоводец Феодор Ушаков, не знавший поражений и выигравший 43 морских сражения с турками, был причислен к лику  святых.  После праведной кончины Феодора Ушакова прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь не были забыты в родном Отечестве. В годы Великой Отечественной войны его имя, наряду с именами святых благоверных князей-воинов Александра Невского и Димитрия Донского, вдохновляло защитников Родины. Высшей наградой для воинов-моряков стал орден адмирала Ушакова. В декабре 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил прославить адмирала Российского флота Феодора Ушакова в лике праведных местночтимых святых Саранской епархии.

Медаль адмирала Ушакова

В Якутии особо чтят святителя Иннокентия (Вениаминова). Выдающийся православный миссионер, сорок четыре года своей жизни  неустанно трудился на миссионерском и просветительском поприще, окрестивший около 10 тысяч человек. В Якутске будущий митрополит Московский и Коломенский прожил семь лет, посвятив это время жертвенному служению северным народам. Привлекая местных умельцев, святитель построил в Якутской области около 20 храмов. Следуя миссионерскому завету святителя Иннокентия, перевод литургических песнопений на якутский язык продолжается и в наше время.

Это лишь несколько канонизированных Святых, чьим именам поклоняются, чтят и любят. История не стоит на месте, рождаются люди, которые становятся новомучениками. Совсем недавно было подписано обращение к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой запустить процесс подготовки канонизации воина Евгения Родионова. 23 мая 2016 года исполняется ровно 20 лет со дня его подвига.  В  собственный день рождения, после 100 дней плена и жестоких пыток, Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест и принять ислам. Евгений Родионов отказался снять крест, за что был обезглавлен.

Канонизируют за веру, а не за военные подвиги : твоя христианская совесть ничем не омрачена: ты не отрекся от Бога, не лжесвидетельствуешь на близких и незнакомых тебе людей. Вот в этом и подвиг новомучеников, что они не сломались.

Гл. библиограф                                        С.А. Черепанова

 243 просмотров,  2 просмотров сегодня

 

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.