Павлов С.С. – директор ФГАОУ ВПО “Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова” в г. Нерюнгри

Интервью с директором ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» ТИ(ф) в г. Нерюнгри, кандидатом геолого-минералогических наук Павловым Сергеем Степановичем.

«Беря в руки традиционную книгу, ты окунаешься в другой мир»

DSC_9665Сергей Степанович, ответьте, пожалуйста, на традиционный вопрос нашего проекта «Книга в моей жизни…», у Вас есть любимые книги?

Да, конечно, у меня есть любимые книги. И в зависимости от возраста они меняются. В детстве я любил читать приключенческие рассказы, романы. Это Даниэль Дефо «Робинзон Крузо», Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера».

В старших классах я «подсел» на Александра Дюма. И прочел много его произведений, причем,  неоднократно. И каждый раз я открывал для себя новые моменты, которые, наверное, в определенном возрасте очень трудно понять и осознать. Александр Дюма был для меня влиятельным автором в период моего становления.

В юношеские годы, учась в университете, я увлекся классической литературой. Перечитал все произведения Льва Толстого и Михаила Булгакова. Абсолютно все. А Булгакова я перечитал три раза. «Мастер и Маргарита» – очень интересный роман, который произвел на меня очень большое впечатление. И вот совсем недавно я перечитал «Белую гвардию». Для меня открылись новые вехи формирования России. Интересно, что и в трудное время были настоящие люди, настоящие чувства и эмоции. И неважно разделение лагеря на красных и белых. И на той и на другой стороне были слезы, проблемы, человеческие отношения, была боль. И именно в «Белой гвардии» это хорошо показано.

В последнее время меня захватили произведения Бориса Акунина. В них очень интересно представлена историческая часть. Я вообще очень люблю историю. Я перечитал, практически, все произведения Валентина Пикуля. Акунин отличается от Пикуля своими действенными произведениями. Его приключения захватывают, и читаются на одном дыхании. Я недавно пытался перечитать произведения Валентина Пикуля. Но на сегодняшний день они тяжеловато воспринимаются, слишком много исторических фактов и повествований между событиями. Конечно, для меня Пикуль – это открытие. Но сейчас мы живем в другом стремительном времени, и, поэтому хочется быстрого такого энергичного повествования исторических моментов.

Я много уделяю внимания научной литературе. В последнее время для меня важны публичные выступления. Поэтому я стал перечитывать литературу по данной теме. Например, «7 правил публичного выступления» Дейла Карнеги. Эту книгу я прочитал в 11 классе, и это очень мне помогло в моем становлении как оратора: как нужно выступать, как нужно держаться перед публикой. Монография «Правила публичного выступления» Герберта Спенсера тоже очень поучительна. Также я много читаю литературы, связанной с моей профессиональной деятельностью. Вся моя жизнь насыщена событийными, административными, организационными, рабочими моментами. И поэтому чтение художественной литературы – это отдых для мозга. Я читаю произведения отечественных и зарубежных авторов; фантастику, детективы, приключения и т.д. Я читаю много. И если я  берусь читать, то читаю до конца, независимо от того нравится или нет. Это относится к любой литературе: художественной, учебной, научной, публицистической.

Я поняла, что у Вас приоритетов в чтении как таковых нет, ни среди авторов, ни в отношении жанров…

Да, я люблю читать все подряд. И если я взял книгу в руки, то я должен дочитать до конца. И так я отношусь к каждому делу, за которое берусь.

Недавно, будучи в командировке, я прочел монографию знаменитого российского историка Евгения Викторовича Тарле о Наполеоне Бонапарте, которую  нашел в гостинице. Французский полководец открылся для меня с другой стороны. Но именно не как полководец, а как человек – новатор своего времени. Оказывается, трудовые книжки, которые у нас есть в России, их ввел Наполеон Бонапарт. Он был ключевой фигурой, опережал время в своем развитии и  добился значительных перемен в Европе. И это стало для меня сумасшедшим открытием. Я проникся к нему, как к человеку,  уважением, несмотря на то, что он воевал с Россией в 1812 году. И хотя это была монография, а не художественная литература, книга меня просто эмоционально захватила.

А как Вы полагаете, в век информационных технологий компьютер способен вытеснить книгу?

Вы знаете, в библиотеке я провел очень много времени.  Я с детства являлся постоянным читателем  библиотеки им. А.С. Пушкина в Якутске. Посещение библиотеки помогло мне в дальнейшем, в университете, находить ту или иную литературу, ориентироваться в каталогах. Я прошел серьезную читательскую подготовку. Когда я учился в аспирантуре, часто ездил в разные города от Владивостока до Москвы. И в каждом городе я изучал в библиотеках архивные материалы. Скрупулезная научно-методическая работа по поиску литературы, позволяющая найти новые методы в решении исследовательских задач, способствовала моему становлению. Поэтому библиотека дала мне в жизни очень многое. Просто на сегодняшний день формат библиотеки должен меняться. Надо признать, что в нашу жизнь приходят новшества.  Например, в США библиотеки переходят на новый уровень. Люди теперь могут получить информацию, не выходя из дома. Библиотеки играют роль хранения первоисточников, но не у каждого человека есть возможность попасть туда. Зато география людей, которые при помощи Интернета имеют возможность зайти в библиотеку и почитать документы, увеличивается. И нам в нашей стране, в нашем городе необходимо менять отношение к библиотекам.

Мы думаем, как изменить подход в библиотеке при нашем институте. Книги сейчас дорогостоящие, и мы финансово не всегда можем угнаться за новыми тенденциями в науке, предъявляемыми требованиями. И мы хотим сделать так, чтобы студенты через Интернет-сайт нашего института смогли получить доступ к библиотеке через определенную систему регистрации, да и не только студенты, все желающие. Ведь не всегда есть возможность посетить библиотеку, особенно это касается студентов-заочников, которые живут в других городах, улусах.

Я много уделяю внимания научно-исследовательской деятельности, подготовке аспирантов, кандидатов наук, докторов. У меня есть мечта, чтобы каждому студенту, пришедшему на 1 курс, был выдан электронный носитель, на котором бы содержалась вся информация, литература по учебной дисциплине. Чтобы в любой момент у студента была возможность проработать нужные ему документы. Если данную задумку можно законно организовать, то мне бы хотелось перейти именно к такому формату. Это позволит перейти на более динамичное и оперативное обновление информации, документов. И у каждого студента будет возможность оперативно получить доступ к этой информации с учетом тенденций времени, учебного процесса. В этом плане электронный формат библиотеки очень удобен. Но это не говорит о том, что печатный вариант книги должен исчезнуть. Беря в руки традиционную книгу, ты окунаешься в другой мир. Книги всегда интересно пахнут, шелест страниц приятен, и это ощущение настраивает на позитивный лад.  Конечно же, в электронном формате это передать очень трудно. Но здесь есть другие позитивные моменты. Я – любитель электронных гаджетов: телефонов, планшетов, электронных книг. Это позволяет в маленькой оболочке почерпнуть огромное количество информации. В моей электронной книге вся классика русской и зарубежной литературы. В отпуск, в командировку мы багаж книг взять не можем, а в электронную книгу все это можно вместить. Конечно, другое мироощущение, но нельзя сказать, что от этого нет пользы. Я считаю, что необходимо сохранить библиотеку, книги, которые можно с удовольствием подержать в руках, почитать и отдохнуть. А по работе, в отпуске, в командировке удобно читать в электронном формате.

Скажите, Сергей Степанович, влияет ли книга на развитие личности, на карьерный рост человека?

Безусловно, влияет. И я удивляюсь тому, что наше молодое поколение мало читает. Хотя эта проблема существовала всегда. Я помню, мама меня приучала к чтению с детства, в начальных классах, давая задание читать газеты. И я читал «Труд», «Якутия», потом конспектировал. Это была моя своеобразная обязанность, как сходить в школу, пропылесосить, наколоть дров (смеется). Сначала было неинтересно, а потом понял, что газета – это как на сегодняшний день мыльные оперы: герои те же, а жизненные ситуации разные. И я втянулся, стал много читать. А на сегодняшний день нынешняя молодежь не интересуется чтением. И мне не понятно, как она собирается в этой жизни проявить себя и чего-то добиться. Читая лекции, я разговариваю со многими студентами и убеждаюсь, что они, практически, ничего не читают. Они общаются в социальных сетях на примитивном личностном уровне. Такие люди очень скучны, с ними не о чем говорить. Мне лично с ними не интересно, они являются для меня пустыми. С ними не почерпнешь ничего нового, интересного. Разговор заканчивается на уровне шапочного знакомства. Хотя, если взять в общем, мне интересно молодое поколение, у них своя культура. Может, она чуждая мне: рэп, танцы, времяпровождение. От этого никуда не деться. Я тоже помню свои юношеские годы: я любил слушать рок, и мама мне все время говорила: «Как ты можешь слушать эту непонятную музыку?» Сейчас примерно происходит то же самое. Но чтение литературы сильно влияет на человека. Оно позволяет анализировать и понимать, где мы совершаем ошибки. На самом деле, читая книги, я нахожусь в состоянии учебы. Я все время анализирую, ищу позитивные моменты в различных сферах жизнедеятельности вне зависимости от того, где это происходит: в России или за пределами нашего государства. Позитивные моменты я пытаюсь улавливать, впитывать в себя какие-то новшества, и потом реализовывать их в жизнь. Но для этого нужно много читать. Чтение, кстати, может оградить от ошибок. Читая, ты понимаешь, что в той или иной ситуации допущена ошибка, как с ней бороться или не допускать ее. Ведь можно учиться на чужих ошибках. Для меня, например, время настолько ценно, что обидно и жалко тратить его на ошибочно проделанные действия. И для себя я сделал вывод, что учиться нужно только на чужих ошибках. Что такое ошибка для нас? Это просто эмоциональное переживание. И нам нужно научиться эмоционально переживать ошибки другого и воспринимать чужой опыт как свой личный. Ошибки делают нас опытнее, а в будущем мудрее.

А есть ли книга в Вашей жизни, которая повлияла на Вашу личную жизнь или карьеру?

Да, я помню эту книгу. Автор ее Георгий Матусович Фельдман. Книга называлась «Продвижение влаги в промерзающих, мерзлых, тающих грунтах». Это была моя первая осознанная научно-исследовательская работа. Я изучал ее как научную монографию. Когда я начал читать, то понял, что абсолютно ничего не понимаю, о чем идет речь. Работа была написана сложным научным языком. Вроде слова русские и понятные, но когда они складываются в предложения, тезисы, то становилось непонятно, что автор хотел изложить. Я понял, что не знаю научного языка. И тогда я завел толстую тетрадь в 96 листов, и переписал туда первое слово, которое мне было непонятно «Криология», допустим. Затем взял энциклопедический словарь, чтобы узнать, что оно обозначает, но аннотация этого термина была тоже написана непонятным мне языком. Тогда я стал выписывать все непонятные мне слова и расшифровывать их определения. Книгу Фельдмана мне пришлось отложить, и я два месяца пытался расшифровать все термины и определения, которые в этой книге были написаны с помощью Большой Советской энциклопедии. Тетрадь в 96 листов была вся исписана. И когда все термины мне стали ясны, я взялся за книгу и прочитал ее за несколько дней. Книга Фельдмана на меня оказала большое влияние очень серьезное. Даже не само содержание, а методология ее прочтения. Но фундаментальность исследований Фельдмана в моей научной деятельности сделала мощный толчок в моем развитии. С тех пор я стал понимать всю научную литературу в моей области, в моей профессии, моей специальности. Так вот, на сегодняшний день я до сих пор так поступаю. Если мне встречаются незнакомые слова, я всегда пытаюсь определить, что они обозначают, какой корень в себе несут. Область терминов теперь переместилась в область экономики и менеджмента. В силу своей должности я сейчас много уделяю внимания справочно-аналитической литературе. Я считаю, что количество справочников, энциклопедий, словарей говорит о культурно-интеллектуальном наследии государства, общества, в котором мы живем. В Москве я купил справочник Кирилла и Мефодия в электронном формате с ссылками и фотографиями. Я много лекций написал с учетом только этого справочника. Меня радует тот факт, что у нас в России много аналитической литературы, которая быстро позволяет быстро добиться познаний для достижения целей. И Интернет нам дает уникальную возможность оперативного доступа к любому источнику.

Какие книги Вы бы посоветовали прочитать юным  нерюнгринцам,

взрослому населению г. Нерюнгри?

Несмотря на простой вопрос, он имеет сложность. Очень трудно, конечно, рекомендовать литературу для прочтения, но я попробую.

Для детей младшего возраста я бы посоветовал прочитать «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Я давно так не смеялся, как когда читал эту книгу. Мне кажется, что любой ребенок увидит себя в этих рассказах. Я  читал их вместе со своими детьми, и  хохотал от души, потому что я увидел себя в детстве в этих рассказах.

Что можно порекомендовать для среднего возраста… Для меня стал открытием, например, сборник рассказов Льва Толстого. Прочитав его, я писателя открыл с другой стороны. Произведения его написаны более ста лет назад, а человеческие проблемы сохранились. Все в мире поменялось: появились электронные книги, Интернет, социальные сети, а наши человеческие бытовые, личностные отношения, проблемы сохранились. И Лев Толстой об этом уникально просто написал в своих рассказах. Я думаю, что у многих авторов это прописано, но Лев Толстой произвел на меня просто огромное впечатление. Рассказы маленькие, читаются очень быстро и легко, в них суть и донесение проблемы до читательского мозга просто уникальны.

Юношеству я хотел бы порекомендовать произведения Александра Дюма. Такие понятия как дружба, верность, надежность, смелость, любовь очень мощно прописаны в «Трех мушкетерах». В циклах «10 лет спустя», «20 лет спустя» у мушкетеров меняются политические взгляды, социальный статус, они сами меняются с возрастом, но крепкая мужская дружба остается. И было бы очень полезно об этих жизненных ценностях прочитать молодому поколению, которые очень красиво и хорошо прописаны у Александра Дюма.

Все эти произведения я не только рекомендую прочитать, но и рекомендую перечитывать. Они учат замечательным взаимоотношениям между друзьями, между мужчиной и женщиной, взаимоотношениям в семье, человеческим взаимоотношениям в общем между людьми.

 Интервью 2013 года

Материал подготовила

заведующая методическим отделом

 Малашенко  О.В.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

comments powered by HyperComments
АНОНС
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ






Даю согласие на обработку своих персональных данных
Соглашение на обработку персональных данных

© 2018 МБУ "Нерюнгринская городская библиотека"