Проблемы ДШИ – в поле зрения профсоюзов

Проблемы ДШИ – в поле зрения профсоюзов     

05.05.2016 г.

С 12 по 14 апреля состоялся II Пленум Центрального комитета профсоюза работников культуры в г.Владимир. Главный вопрос II Пленума ЦК – «Эффективная защита социально-трудовых прав – необходимое условие выполнения «Концепции развития дополнительного образования детей». С основным докладом выступила председатель ЦК профсоюза Цыганова С.Н. Главная тема выступлений и дискуссий – состояние системы художественного образования, работа ДШИ и защита социально-трудовых прав преподавателей ДШИ. В своем докладе Светлана Николаевна отметила, что в РФ функционируют 5108 ДШИ. В них обучаются 1 млн. 533 тыс. 354 учащихся. Согласно статистике, за последние годы число ДШИ сократилось на 1,5%. Профсоюзным членством охвачено менее 50% сотрудников коллективов ДШИ. Начиная с 2012 года впервые за постсоветский период, был принят ряд важных документов по поддержке дополнительного образования детей. Закон «Об образовании в РФ» закрепил статус дополнительного образования, сформулировал ответственность субъектов федерации за его развитие. Минкультуры России  с участием  профсоюза целенаправленно решали задачу по повышению социального статуса работников ДШИ:

– учтены предложения об установлении единой нормы часов за ставку заработной платы;

– утвержден новый порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих педагогическую деятельность;

– Приказ Минобрнауки от 07.04.2014г. №276, закрепляющий положение о том, что истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности;

Стоимость обучения учащегося в ДШИ из всех источников финансирования на начало 2015 учебного года в среднем по России составила 43 тыс. руб.

В последнее время из ряда субъектов России поступают тревожные сигналы об объединении ДШИ с другими учреждениями дополнительного образования детей (Домами творчества, Центрами дополнительного образования и т.д.), об их реорганизации путем объединения с общеобразовательными школами, а также о сокращении финансирования и бюджетных мест для приема детей в ДШИ. Наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не приостановила отток наиболее квалифицированных кадров и не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов.

Президент нашей страны дал поручение повысить педагогам ДШИ зарплаты и к 2018 году их средний размер должен сравняться с уровнем зарплаты в общеобразовательных школах. По России средняя зарплата в ДШИ за 2015 год составила  26 846 рублей и достигла показателя 83% от уровня зарплаты учителей общеобразовательных школ.  Хотя у начинающих преподавателей зарплаты невелики. Более 20 лет мы ждали справедливого решения Правительства РФ об установлении 18 часовой нагрузки за ставку для преподавателей начальных классов и наконец-то добились. Но не везде. В Татарстане и Калмыкии это ввелось с опозданием. В Камчатке до сих пор не ввели. Светлана Николаевна подчеркнула, что не всегда справедливым является распределение финансовых средств и не везде работает перечень социальных льгот. В результате происходит эмоциональное выгорание кадров и рост профессиональных заболеваний.  Выявляются нарушения трудового законодательства в части отсутствия фонда стимулирующих выплат, нарушения, связанные с привлечением средств родителей. Не везде действуют льготы для педагогических работников на селе. В Крыму и Северной Осетии их нет. Еще одна из важных проблем, которую предстоит решить, – это старые музыкальные инструменты, отслужившие свой срок сказала Цыганова. А без них не может быть качественного образования и исполнения. Эта проблема повсеместная по России. Изношенность музыкальных инструментов – 80-100%.

Еще одна проблема – нарушение отраслевого принципа. Школы искусств находятся в двойном подчинении. Нормативная правовая база – в образовании, учредители – органы культуры. Не первый год в центре внимания Профсоюза находится вопрос повышения базовых окладов преподавателей ДШИ и отнесение должности концертмейстера к квалификационному уровню должности педагогического работника.

Председатель ЦК считает, что именно профсоюзы сегодня должны заниматься защитой социально-трудовых прав преподавателей ДШИ.

Домогацкая И.Е., генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, в своем докладе подчеркнула, что 1641 здание, в которых располагаются школы искусств, требуют капитального ремонта,   64 –  признаны аварийными. Ситуация по данному показателю материально-технического состояния зданий за последние годы по сравнению с 2013 годом значительно улучшилась: в 2013 году данные цифры составляли, соответственно, – 1969 единиц (уменьшение количества школ, требующих капитального ремонта, на 328 единиц) и 90 единиц (уменьшение количества школ, здания которых находятся в аварийном состоянии, – на 26 единиц).

 

Сегодня деятельность детских школ искусств характеризуется существенным обновлением содержания образования в соответствии с требованиями российского законодательства об образовании, при этом роль и значение системы детских школ искусств сегодня – значительно шире, чем только реализация образовательных программ. Детские школы искусств в настоящее время – это социально-культурные, просветительские, концертно-творческие центры в каждом городе, поселке, селе. К основным видам деятельности детских школ искусств можно отнести проведение культурно-образовательных, концертно-просветительских, творческих мероприятий, профессиональную ориентацию, проектную, научно-методическую, информационно-коммуникационную деятельность.

Социальные функции искусства, прежде всего благодаря детским школам искусств, расширяются: ежегодно силами педагогов и учеников детских школ искусств проводятся тысячи мероприятий в домах инвалидов и детских домах, общеобразовательных школах и детских садах, домах ветеранов и воинских частях, социальных центрах и больницах. Ни один праздник в городе, селе не обходится без участия творческих коллективов, солистов, работ учащихся детских школ искусств. Разными методами искусство включается в борьбу с асоциальными явлениями. Оно позволяет детям с ограниченными возможностями преодолевать их недуги.

К достижениям последнего периода можно отнести:

1.    Увеличение количества ДШИ, приступивших к реализации дополнительных предпрофессиональных программ, и достижение к 1 сентября 2015 года 89% по данному показателю;

2.    Ежегодное увеличение контингента учащихся ДШИ (например, на 47921 человек в 2014 году по сравнению с 2013 годом);

3.    Увеличение конкурса при поступлении в ДШИ (на 0,2 с 2013 года, что составило в 2014 году 1,4 человека на место);

4.    Увеличение финансовых средств, направляемых субъектами Российской Федерации и органами местной власти на проведение творческих мероприятий для детских школ искусств (по сравнению с 2013 годом – больше на 95 млн. 533 тысячи рублей);

5.    Увеличение количества учащихся, участвующих в творческих мероприятиях;

6.    Увеличение количества учащихся, получающих премии, стипендии, гранты, выплачиваемые из регионального бюджета;

7.    Положительная динамика обновления парка музыкальных инструментов составила в 2014 году 4,5% (доля устаревших и подлежащих списанию музыкальных инструментов составила в 2014 году 47,3% против 51,8% в 2013 году).

При этом проблемными вопросами для детских школ искусств остаются:

отсутствие юридической поддержки детских школ искусств;

отсутствие в штатном расписании работников, владеющих вопросами трудового законодательства, «кадровиков»;

проблемы «старения кадров»;

установление верхнего предела учебной нагрузки по должностям «преподаватель», «концертмейстер»;

переход на новые методики формирования государственного (муниципального) задания на основе расчетов «человек-час».

В своем выступлении Ирина Ефимовна обратила внимание, что реализация той или иной образовательной программы напрямую не связана только лишь с одной определенной должностью педагогического работника.

Как же обстоят дела у нас в республике?

Совместным решением Коллегии Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) и Министерства образования Республики Саха (Якутия)  2016 год объявлен Годом дополнительного образования. В республике разработан и реализуется проект «Музыка для всех», целью и задачей которого является приобщение детей к коллективному музицированию. К окончанию средней общеобразовательной школы 76-80% (в настоящее время 7%) детей республики должны научиться играть на любом музыкальном инструменте или обладать навыками хорового пения.

На 1 января 2016г. в Республике Саха (Якутия) в 32 муниципальных районах (улусах) и 2-х городских округах имеются 84 детских школ искусств, детских художественных школ. По сравнению с 2014 годом количество ДШИ уменьшилось на 1 единицу. ДШИ п. Солнечный Усть-Майского улуса не смогла получить лицензию и стала филиалом Усть-Майской ДШИ. Из 84 ДШИ в ведении Управления образования муниципальных районов находятся 5 ДШИ: в Абыйском (1), Таттинском (4). В Усть-Майском (2), Верхоянском (2) муниципальных районах завершается процедура передачи полномочий в ведении Управлений культуры. При этом надо отметить, что заработную плату преподаватели получают через Управления образования.

Количество преподавателей составляет 1099, что больше на 38 преподавателей по сравнению с 2014 годом. Это объясняется тем, что в 2014 году на 48% повысилась заработная плата преподавателей ДШИ и с общеобразовательных школ вернулись учителя музыки, меньше стало количество совместителей и совмещающих преподавателей. Средняя заработная плата преподавателей ДШИ по республике составляет 50 тыс. рублей против 42 тыс. в 2014 году. Хотя имеются муниципальные районы (улусы), где заработная плата преподавателей составляет 56-70 тыс. руб. (Алданский, Верхневилюйский, Усть-Янский районы).

Согласно приказа от 22 декабря 2014 г. №1601 Министерства образования и науки Российской Федерации продолжительность нормы часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы установлен  почти во всех ДШИ, кроме Верхоянского (2) и Хангаласского (4) улусов. В данных улусах ведется работа по установлению 18 часов в неделю.

В соответствии со статьей 18 Закона «О культуре в Республике Саха (Якутия)» и на основании Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015г. №459 «О мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» преподавателям ДШИ, проживающим и работающим в указанных местностях предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Однако размер компенсации предоставляется исходя из финансовых возможностей конкретного муниципального образования (от 5000 руб. до 14000  руб. в год). По Закону «О культуре в Республике Саха (Якутия)» размер и порядок выплаты компенсации расходов на оплату коммунальных услуг должен был установлен нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Саха (Якутия). К сожалению, проект разработанный Министерством культуры и духовного развития республики Саха (Якутия) (1200 руб. в месяц) отклонен Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в связи с вводом «порога нуждаемости» и внесением изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части недопущения дополнительных расходов, непредусмотренных в бюджете за текущий год.

В детских школах искусств, находящихся в сельской местности предусмотрена доплата в размере 15% к должностному окладу за работу в сельской местности. Данная доплата распространяется на преподавателей 42 ДШИ.

В 72 детских школах искусств созданы первичные профсоюзные организации, что составляет 85,7% от общего количества ДШИ. Членами профсоюза являются 69,2% преподавателей (в 2014 году было 71,7%). Так как заработная плата преподавателей ДШИ значительно выше, чем у других работников культуры, и из-за меркантильных интересов преподавательский состав детских школ искусств выходит из профсоюза. 81,9% первичных профсоюзных организациях ДШИ заключены коллективные договора.

Приняли участие в круглом столе по теме «Опыт работы регионов по сохранению профсоюзного членства и организационно-финансовому укреплению профсоюзных организаций», где я рассказала об опыте работы нашей профорганизации, которую мы обсудили на нашем Пленуме. Прослушали лекцию на тему «Мотивация профсоюзного членства».

На Пленуме утвердили бухгалтерский баланс РПРК за 2015 год, исполнение сметы доходов и расходов за 2015 г. Также утвердили Положение о Почётном знаке РПРК «За активную работу в профсоюзе» и о внесении изменений в Положение о Почётной грамоте РПРК и в Положение о Благодарности Председателя РПРК.

А.И. Комарова, председатель Рескома

comments powered by HyperComments
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ






Даю согласие на обработку своих персональных данных
Соглашение на обработку персональных данных

© 2017 МБУ "Нерюнгринская городская библиотека"