Гора Киһилээх  

 

ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА ЯКУТИИ

Священная гора Киһилээх

За туманами веков остались времена, когда люди почитали окружающий мир как нечто божественное, могущественное, дарующее людям жизненную энергию и саму жизнь. Многие отошли от древних заповедей.

Все обычаи и традиции северных народов  проповедуют бережное отношение к природе и окружающему миру, следовательно и друг другу.

Как говорят сказания былых времен, в этом прекрасном, созданном единым, могучим и древним, как Вселенная, Богом – Юрюнг Аар Айыы Тойоном, мире живут сотни богоподобных духов, необыкновенно красивых божеств, которые олицетворяют силы и явления природы.  Древние саха воспринимали окружающий Мир как одушевленный и одухотворенный. Все в этом Мире живое: нежная хрупкая травинка, прекрасный  цветочек, любой кустик, журчащие ручейки, полноводные реки, глубокие озера, дремучие леса, широкие поля, устремленные ввысь горы. Они не только живые, но и чувствуют, думают, радуются, грустят, так же как и мы, люди…

Изменились люди, изменился и мир вокруг нас. Некогда богатая, плодородная земля засорена, изрыта, изломана, разрушена – все это дело человеческих рук. Это очень печально. Люди забыли свои древние знания, которые помогали им жить в гармонии с окружающим миром, с Матерью – природой, позабыто и уважительное, почтительное отношение к доброй Богине Аан Алахчын, олицетворяющей природу.

В знак своего преклонения перед природой в честь Госпожи Аан Алахчын саха наряжают самую красивую березу гирляндой, именуемой салама. На эту священную гирлянду могут быть нанизаны берестяные символы лошадей, коров, намордников для телят – чтобы умножился скот, лоскутки тканей – чтобы был урожай, берестяные ведерки – чтобы жилось в изобилии. По поверью древних предков саха салама приносит благополучие. Развешивая салама, произносят слова алгыс – благословления, просят у Госпожи Аан Алахчын благодати небесной, счастья и благополучия.

У Госпожи Аан Алахчын есть дети – это духи растений и цветов. Их зовут Эрэкэ – Дьэрэкэ, благодаря их теплому животворящему дыханию цветут деревья и травы. Они словно люди: рождаются и умирают. Болеют, когда человек ломает деревья и срывает цветы. Их жизнь зависит от нас, людей. Таковы древние поверья.

Разрушая природу – разрушаем себя. Чем больше вреда наносим матери – природе, тем хуже становится мир, в котором мы живем, происходят катаклизмы: наводнения, землетрясения, цунами, экологические катастрофы. Все плохое, что происходит с нами – это дело рук наших, даже мыслей и слов. Сохраняя и оберегая природу, мы защищаем себя. Для древних саха природа – это само Божество, сотворившее человека и все живое в этом мире. Мы – дети Матери – Природы, мы не можем быть выше и сильнее Ее, мы – маленькая песчинка в океане Вселенной, мы – одно из цепей саморазвития мира, мы – никто перед лицом могущественной Природы. Чем больше человек почитал Богиню Аан Алахчын, тем сильнее становился он, ведь Мать Природа всегда милостлива и благосклонна к своим детям. Это знали саха еще с тех давних незапамятных времен, когда величественные боги жили среди людей. Возможно, поэтому в древние времена, в миг сотворения Вселенной, могущественные боги одарили наш северный край несметными богатствами, неизведанными тайнами, необыкновенно красивой природой.

Много загадок и тайн хранит земля саха. Каждая местность имеет свою историю, свое предание. Слушая рассказы старожилов, понимаешь, как они любят свою родину, бережно хранят и передают потомкам мифы седой старины и легенды канувших в небытие лет. Для наших предков весь мир был окутан тайной. Они познавали загадки природы, окружающего мира, создавали волнующие души и умы последующих потомков предания.            У народа саха есть древнее поверье – тайны мира познаются человеком по мере его духовного роста. Природа раскрывает свои тайны лишь высоко духовным людям, умеющим ценить мир, в котором живут. Только человек, безгранично влюбленный в свой родной край, может видеть во всем непостижимую красоту и тайну, божественный промысел, постигать их открытым сердцем и тонкой душой.

С древнейших времен у нас в республике существовали и существуют священные и почитаемые места, наши природные святыни, где сосредоточены благотворные и загадочные силы Матушки – Природы. Именно в этих древних культах почитания и обожествления Природы и природных объектов отражена религиозная философия саха – философия единения Человека и Природы.

В Верхоянье есть целая гряда гор под названием Киhилээх, где сама природа или какой-то таинственный древний зодчий изваяли громадные фигуры людей в национальной одежде, зверей, птиц, каких-то мифических чудищ. Гора Киhилээх является одной из таинственных мистических и сокровенных мест нашей планеты, никто не может понять, что это творение природы или монументы, оставленные предками человечества, жившими до нас и погибшими в результате каких-то катаклизмов.

Название горы переводится с якутского языка как «Заселенное людьми».

Этот подлинный природный шедевр находится в Верхоянском районе, на водоразделе рек Яна и Адыча, входит в горную систему Черского хребта. Высота горы Киhилээх – 1070 метров над уровнем моря, длина около 25 километров. Она усеяна причудливыми столбообразными скалами, средняя высота которых 25 – 30 метров.  Величественные скалы причудливых форм образуют загадочные композиции, напоминающие своими очертаниями фигуры людей и зверей.  Природный памятник состоит из многих скальных композиций. Скала влюбленных – фигуры юноши и девушки в якутской национальной одежде стоят, обнявшись. Орлиная скала – каменное изваяние орла, сидящего на вершине скалы. Скала танцующих людей в национальной одежде саха. Еще есть фигуры драконов, грифонов, динозавров, даже каких – то роботоподобных созданий и многое другое.

По загадочности, таинственности и неповторимости Киhилээх ставят в один ряд со Стоунхенджем и островом Пасхи. Это очень древнее святилище, куда могли ходить лишь избранные. В незапамятные времена, возможно, гора являлась ритуальным местом, где совершались шаманами таинства. Люди, посетив это сакральное место, исцеляются от болезней, мучивших их годами, обретают покой и умиротворение, меняют свою жизнь, находят себя, свое предназначение.

Таинственные фигуры, согласно легендам, являются заколдованными людьми мифических времен, охраняющими покой и благополучие земли. Когда боги спустятся с небес, они оживут и станцуют священный древний танец, тогда на Земле все изменится.      В последнее время Гора Киhилээх становится местом паломничества. Люди заново открывают для себя древнюю святыню…

Но многие старцы утверждают, что эти святые места надо обходить стороной, бывать там – это не удел простых смертных. Когда-то в юности я услышала рассказ о том, что где-то в этих заповедных местах жила Старица из Адычи. Она говорила, что на стыке веков к Великой горе будет приходить множество людей. Они будут просить только для себя здоровья, богатства, известности, славы. Их мелкие желания загрязнят священный дух местности. Тогда начнутся на Земле раздоры среди братьев, войны, катаклизмы, новые болезни. Но это со временем пройдет. Мир снова обретет покой и блаженство.

Киhилээх – это древнейшее сакральное место, где сосредоточены великие силы нашей Земли и еще не настали те времена, когда эти необъяснимые силы нам понадобятся, мы еще не доросли до тех древних великих знаний, заключенных в этих таинственных скалах…

 

 

Варвара Корякина, ведущий библиотекарь ОКЛ

 

 

 

 

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

comments powered by HyperComments

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ






Даю согласие на обработку своих персональных данных
Соглашение на обработку персональных данных

© 2018 МБУ "Нерюнгринская городская библиотека"