8 (41147) 4-05-30

mby-ngb@mail.ru metod76@mail.ru

РФ, Саха (Якутия),

г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 29

09:00 - 19.00

рабочие дни: ПН-ПТ, ВС, выходной: СБ

Затерянный город

 Корякина          Обсудить

Тайны затерянного города

В пятидесятых годах прошлого века летчики, пролетая над Момским районом Якутии, и редкие охотники, гоняясь за дичью, среди тайги видели древний город, затерянный среди северных гор. Пред ними открывалась мистическая картина: почерневшая от времени деревянная, удивительной красоты, церковь высится над городом-призраком: большинство строений разрушено до основания, улицы заросли тальником и высокой травой, рядом с часовенкой кладбищенские кресты будто бы говорили о чем-то зловещем, что произошло в этих краях полтора века назад.  Только ветер одиноко гуляет и завывает среди печальных развалин,  иногда он ударяет в колокол, тогда тот гулко отзывается, как будто из небытия. Уныло глядят на мир пустыми глазницами оконные и дверные проемы.

 Это был позабытый, стертый из памяти людей, таинственный город Зашиверск.

зашиверск

Что известно об этом загадочном городе? Пронесемся сквозь века.

Скупые архивные данные гласят, что история города Зашиверска началась в 1639 году, когда русские казаки заложили новое поселение на берегах реки Индигирка в Заполярье. Название города образовано от слова «шиверы», что означает – каменные пороги. Зашиверск имел выгодное географическое расположение, находясь на пересечении сухопутных и водных маршрутов Якутско-Колымского тракта.

В 1783 году Зашиверск с учётом наличия в нём крепости и церкви получил статус города и административного центра Зашиверского уезда,  в составе Якутской области Иркутского наместничества.  26 октября 1790 года высочайше утверждён герб города Зашиверска.

Город был по тем временам большой, имелось много зданий: здесь разместились градоначальник и городская ратуша, уездное казначейство, уездный суд по уголовным делам, земский суд и другие учреждения. Открылось питейное заведение, хлебозапасный и соляной магазины. Горожане занимались охотой, рыбалкой и даже земледелием. Юкагиры, эвены и якуты снабжали горожан молочными продуктами, дичью, олениной, медвежатиной и  говядиной.

          В городе существовала хорошая церковная библиотека, располагала справочными книгами по морскому и военному делу.Время от времени тунгусские племена нападали на этот город-острог, поэтому Зашиверск был обнесен высокой крепостной стеной.Из документов, которые чудом сохранились, видно, что в XVIII веке жители окрестных мест привозили в Зашиверск меха, ценившиеся на вес золота. Каждый год в ноябре или декабре у стен деревянной крепости устраивались многолюдные шумные ярмарки. Приезжие на санях купцы из Якутска сбывали посуду из железа, ткани, бисер, сахар, табак, местное население — пушнину, бивни моржей и мамонтов.

Вся история этого загадочного города окутано мифами и мистикой.

В народе в момских краях сохранились  легенды о Зашиверске. Ведь каждое древнее сказание несет отпечаток реальных событий и отголоски канувших в небытие времен…

Первое предание повествует о тайнах строительства  этого города. Проводником у сибирских первопроходцев был местный житель Бэрт Чёрёгёр. Личность весьма неординарная, мифическая: богатырь, который редко рождается в этом Срединном мире, к тому же еще обладал, видимо, и некой шаманской силой. Он и определил местность, где был заложен Зашиверск. А место ему указали духи…

С крестом церкви связано еще одно предание. Богатырь Бэрт Чёрёгёр сам подбирал особое дерево для креста на купол  Спасо-Зашиверской церкви.

Дерево было очень большим и росло на горе «Чубукулаах» (место, где водится  горный баран).  Бэрт  Чёрёгёр сказал: «Если есть Бог, то я не умру», срубил дерево, сел на него верхом, и съехал с высокой горы до самого подножья, и остался  при этом живым и здоровым. С тех пор гора эта называется Кириэстээх хайа («Гора с крестом»). Богатырь сказал, что дерево это особенное и под крестом из заговоренного дерева церковь будет стоять на века.

Бэрт  Чёрёгёр с одним условием указал эту местность: жители нового острога должны относиться бережно к этим благодатным местам, которые даруют изобилие и богатство, охотиться и добывать пушнину в меру, постоянно задабривать духов местности, отдавать им почести и говорить слова благодарности за дары. Если не будут соблюдаться древние законы северных народов, то беды жителям города не миновать. Но не всегда условия мифического богатыря выполнялись, тогда, когда алчность людей переходила рамки разумного, в городе случались пожары или наводнения.

Из архивных документов видно, что жители Зашиверска умели справляться с трудностями: город благополучно пережил несколько пожаров, наводнений и нападений, но решающими факторами его исчезновения стали сокращение пушного промысла и повторяющиеся эпидемии оспы.

О страшной гибели города повествует  другая печальная индигирская легенда, пронесенная сквозь века.

В те незапамятные времена северный город с прекрасными, богато украшенными, домами, многочисленными жителями, процветал. Рождались в этом городе очень красивые и умные дети от смешанных браков. Народу здесь жилось вольготно.

Тогда были  в Зашиверске два самых почитаемых человека: шаман и священник, порой враждовавшие  меж собой.

Однажды на шумной зашиверской ярмарке шаман увидел в повозке у одного из купцов богато окованный сундук невиданной чудной работы и приказал немедленно выбросить этот сундук — закопать в нелюдном месте или сжечь его. А священник разрешил раздать людям  добро,  хранившееся в сундуке.  Сундук оказался без хозяина, никто и не знал, чей он.  Люди не понимали, что устрашающего увидел местный чародей в этой красивой вещи. А в сундуке была богатая одежда, шубы из дорогих мехов.

Люди из жадности отказались следовать указаниям шамана, а прислушались словам священника, расхватав ценное содержимое сундука. Через несколько дней в городе началась эпидемия черной оспы. Заболевшие  участники ярмарки в ужасе разбежались по тундре, разнося заразу. Людей умирало так много, что их не успевали хоронить, ведь была зима, некому было копать мерзлую землю.  А  весной трупы плыли вниз по реке Индигирке… Опустела в те времена момская земля.

 Страшной ценой поплатились зашиверцы за свою алчность и жадность. Такова была гибель этого некогда процветавшего заполярного города. С тех пор в этот призрачный город не ступала нога человека. Местные охотники и странники стороной обходили эти места, где поселилась «черная смерть». Так и остался стоять среди гор и тайги этот заброшенный и забытый город.

На этом зловещая история Зашиверска не закончилась.

Путешественники и полярные исследователи первой половины XX века, поднимаясь по Индигирке, видели, что Спасо-Зашиверская  церковь по-прежнему стоит среди мертвого города и к тому же неплохо сохранилась. Будто бы предсказания легендарного Бэрт Чёрёгёрэ сбылись, церковь простояла почти два века и была настолько великолепна, что дух захватывал при виде нее.

В 1969 году было решено снарядить экспедицию по спасению этого необычного памятника архитектуры. В состав экспедиции входили историки, археологи, архитекторы, фотографы и кинооператоры. Прилетев на место, исследователи были поражены.

Руководил экспедицией Алексей Павлович Окладников – историк, археолог, один из основателей Института истории, филологии и философии СО АН СССР. Окладников с восхищением писал о церкви:

«Сойдя с вертолета, мы оказались как бы лицом к лицу с древним мастером, чей топор с удивительным мастерством вытесал и подогнал друг к другу мощные бревна срубов, искусно прорубил проемы для окон, которые некогда закрывались слюдяными оконницами, вздыбил высокие шатры, увенчанные грациозными главками. И над всем этим великолепием он вознес легкие и строгие контуры крестов, соперничающих в своем стремительном взлете ввысь с окружающими горами, и, кажется, даже с самими облаками».

Алексей Павлович Окладников, собирая материал об освоении Сибири, нашел потерянное имя  мастера, воздвигшего это чудо северной архитектуры – Спасо-Зашиверскую церковь. В одном из старых документов, описывающих «древнеправославные храмы божьи» было сказано, что зашиверская церковь сооружена в 1700 году, а «имени мастера нет в документах, но по преданию таковым был местный житель мещанин города Зашиверска Андрей Хабаров».

Но эта экспедиция закончилась печально. Древняя «черная смерть» спустя века настигла и участников экспедиции. Как гласит народная молва, археологи вскрыли несколько захоронений в Зашиверске. Одно из них было могилой прекрасной юной дочери местного шамана, которую унесла страшная беспощадная эпидемия.

Смерть красавицы – дочери шамана имеет свою тайную историю. Как говорится в рассказах былых времен, в прекрасную девушку был влюблен сын священника, и юноша подарил юной дочери шамана соболью шубу, которая досталась ему из сокровищ того злополучного сундука. Девушка с радостью приняла дар возлюбленного, окуталась дорогим красивым мехом, заразилась страшной неведомой болезнью и умерла мучительной смертью.

А сам молодой человек не заболел, сказывают, что молитвы отца оградили его от гибели. Но не смог юноша перенести смерть своей возлюбленной, и сам наложил на себя руки, повесился на высокой колокольне. Тем самым обрек сын священника свою бессмертную душу на вечные страдания. И его неупокоенная душа навсегда осталась в этом мире и бродит среди развалин города-призрака.

Человек, который первым вскрыл гроб девушки — профессор Иван Маковецкий и снимавший все эти действия кинооператор Олег Максимов были инфицированы спорами оспы и погибли. Таинственное проклятие затерянного в глубине якутской тайги  мистического города нашло новых жертв.

Таковы тайны загадочного мертвого города Зашиверска. Таковы предания ушедших столетий…

 

Варвара Корякина, ведущий библиотекарь

 отдела краеведческой литературы

Нерюнгринской городской библиотеки

 324 просмотров,  2 просмотров сегодня

 

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.